Железнодорожные пути как имущество, участвующее в переработке продукции

| статьи | печать

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.03.2022 по делу № А47-5612/2021 пришел к выводу, что железнодорожные пути компании являются имуществом, участвующим в переработке сельхозпродукции для целей применения пониженной ставки по налогу на имущество.

Суть дела

У компании, занимающейся производством растительного масла, имелись в собственности железнодорожные пути, по которым цистерны с маслом доставлялись покупателям. Она применила к этим железнодорожным путям пониженную ставку налога на имущество, предусмотренную региональным законом.

Налоговики с этим не согласились. Они указали, что согласно региональному закону пониженная ставка применяется только в отношении имущества, используемого непосредственно для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Последней стадией процесса производства является отправка готовой продукции на склад, а железнодорожные пути — это внешний транспорт для отправления готовой продукции. Доставка до покупателей может производиться и иными способами, отличными от доставки по железнодорожным путям.

В результате компании был доначислен налог на имущество. Не согласившись с этим, компания обратилась в суд.

Решение судов

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали компанию и пришли к выводу, что спорные железнодорожные пути используются непосредственно в процессе переработки сельскохозяйственной продукции.

Эти пути были заложены при строительстве комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых масличных культур. В проектной документации указано описание технологического процесса. Так, масло направляется в резервуары масло-бакового хозяйства, а затем на погрузку в сливоналивную эстакаду для погрузки в железнодорожные цистерны или в пункт налива в автоцистерны. Гранулированные шрот и лузга направляются также на погрузку в железнодорожные вагоны или в автотранспорт. Процесс налива масла осуществляется исключительно с помощью специальных установок, оборудованных для операций по сливу-наливу продукта только в железнодорожные цистерны, использование которых невозможно без наличия на территории предприятия железнодорожных путей.

Суды отвергли довод налоговиков о том, что процесс переработки завершен еще до загрузки готовой продукции в железнодорожные цистерны. Из анализа договоров купли-продажи следует, что обязанность продавца передать товар со стороны компании исполняется именно при передаче на железнодорожной станции. Спорные железнодорожные пути используются компанией для доставки товара до станции. Доводы налогового органа со ссылкой на условия договора о том, что поставка продукции, помимо железнодорожного транспорта, может производиться автомобильным транспортом, не опровергают факт необходимости использования компанией в технологическом процессе по переработке масличных культур железнодорожных путей.

Объекты компании — железнодорожные пути, объединенные в одну производственную цепочку, — можно расценивать как объекты, непосредственно участвующие в производственном цикле. Исключение данных объектов приведет к существенным изменениям производственного цикла и невозможности производить отгрузку и снабжать сырьем производство, хранить до отгрузки готовую продукцию.

В результате суды пришли к выводу о том, что компания правомерно применила пониженную ставку при исчислении налога на имущество по железнодорожным путям.