Налоговый мониторинг: проблемы и перспективы

| статьи | печать

В «ЭЖ-Бухгалтер», № 11, 2022, мы затронули новые требования ФНС к информационным системам организаций и возможности отечественных IТ-решений при реализации этих требований для налогового мониторинга. Совместно со спикерами разобрали этапы перехода на новую форму взаимодействия с ФНС в формате «витрина данных» с прямым подключением. Отметим, что, по мнению представителей компаний, проект приказа «Об утверждении Требований к информационным системам организации, к которым предоставляется доступ налоговым органам» требует пояснений и доработки. Попробуем разобраться в этом.

Напомним, что проект приказа ФНС об утверждении требований к информационным системам опубликован на портале правовой информации (regulation.gov.ru). Согласно данным требованиям информационная система должна обеспечивать налоговому органу доступ к соответствующим документам на период проведения налогового мониторинга и три года после него, возможность получения, хранения и отправки документов, проведения автоматизированной проверки контрольных соотношений показателей налоговой отчетности.

К обязательным для размещения в инфосистеме документам относятся сведения об организации и ее филиалах, бухгалтерская и налоговая отчетность за период проведения мониторинга, регистры бухгалтерского и налогового учета и расшифровки их показателей, документы, используемые при проведении мониторинга, документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов.

ФНС прописала требования к функциональным возможностям системы, ведению нормативной справочной информации, структуре хранения электронных документов, а также технической и информационной поддержке пользователей налогового органа.

В рамках мониторинга планируется, что налоговый орган и компания будут взаимодействовать, обмениваясь запросами и отвечая на них в электронном виде с возможностью загрузки дополнительных материалов.

ФНС в проекте приказа обращает внимание на техническую составляющую. Эта система должна поддерживать технологии REST, использовать средства криптографической защиты канала связи и реализовывать электронные сервисы для взаимодействия. Эти условия должны соответствовать требованиям приказа ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@.

Налоговая служба информирует, что завершить техническую подготовку информационной системы к интеграции с АИС «Налог-3» необходимо до 1 января 2023 г. С 2024 г. обмен данными с налоговым органом в рамках мониторинга будет осуществляться только через АИС «Налог-3» за счет открытия доступа к информационным системам организации и предоставления информации с помощью «витрины данных». Метод взаимодействия с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота будет полностью отменен.

Напоминаем, что начался второй этап тестирования электронных сервисов в рамках пилотного проекта ФНС России «Интеграция информационных систем организаций — участников налогового мониторинга с АИС „Налог-3“». На этом этапе необходимо протестировать девять базовых сценариев информационного взаимодействия. Такая информация дана на сайте ФНС России.

Комментарий эксперта

Сегодня, в условиях санкций, бизнес попадает в ситуацию, когда иностранные IТ-компании сворачивают свои облачные решения и сервисы. В этом случае компании, которые находятся на налоговом мониторинге, могут столкнуться с проблемой, что при раскрытии информации у них не будет возможности передать данные для контроля налоговых органов или протестировать свою доработанную информационную систему. Ведь, например, на «витрине данных» на системе «SАР», да и на других «витринах», есть программные решения, которые завязаны на иностранных поставщиков. Они могут быть легко отключены в условиях санкций. В этой ситуации у бизнеса возникает непонимание с точки зрения IT-инфраструктуры, с какими поставщиками придется работать.

Из проекта приказа об утвер­ждении требований к информационным системам следует, что компания не сможет передавать информацию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Получается, что техническая задача, поставленная перед организациями, которые находятся на мониторинге, усложняется. В связи с этим возникают вопросы:

  • А как же передавать данные в этих условиях?

  • А если компания не раскроет информацию по тем направлениям, которые установлены требованиями, ей предоставят альтернативные пути раскрытия данных?

Очевидно, что проблема, связанная с передачей данных для налоговых органов, требует определенной доработки.

Необходимо также понимать, что заявленная в 2022 г. перестройка информационной системы под требования ФНС связана с дополнительными инвестициями компаний. В условиях сегодняшних реалий это острый вопрос, который возникает перед бизнесом. И он назревает не потому, что доработка системы не нужна, а прежде всего не ясно, в какую сумму она обойдется компании.

Для компаний, которые собираются участвовать в мониторинге, тоже возникают сложности. Прежде чем вступить в налоговый мониторинг, представители налоговых департаментов должны обосновать свои расходы на налоговый мониторинг в инвестиционных комитетах. Получается, что выгоды не прозрачны и не оцифровываются, а расходы растут, и обосновывать их перед акционерами порой очень сложно. Поэтому существуют риски, что компании, которые находятся на мониторинге, могут выйти из него, а новые — примут решение не принимать участия в налоговом мониторинге.

Резюмируя, необходимо отметить, что предстоит большая совместная работа компаний и ФНС по доработке и конкретизации отдельных положений требований к информационным системам в рамках налогового мониторинга.