Налоговый мониторинг: новые правила работы с информационными системами компаний

| статьи | печать

ФНС обнародовала проект приказа об утверждении порядка направления требования о представлении документов (информации) и их направления в ответ через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговой при проведении налогового мониторинга. В статье отметим, какие положения определены этим порядком, и рассмотрим процессы развития данной системы.

Обращаем внимание, что проект приказа утверждает порядок направления требования, его формат, а также форматы представления ответа требования, решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов, представления передаваемых документов, протокола обработки документов и сообщения об ошибке в электронной форме. При таком взаимодействии компании и налоговые органы могут являться как отправителями, так и получателями документов через указанные системы. Их направление и получение возможно только с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Отметим, что участники электронного взаимодействия обеспечивают хранение всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов с УКЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Они в течение времени доступа к информационным системам организаций, к которым предоставлен доступ налоговому органу, обеспечивают поступление технологических электронных документов.

Как уже упомянули, направление и получение документов в электронной форме через информационные системы организаций, к которым предоставлен доступ налоговому органу, допускается при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Квалифицированные сертификаты участникам электронного взаимодействия выдаются организациями, аккредитованными Минцифры и выпускающими квалифицированные сертификаты для использования их в информационных системах общего пользования.

Датой направления участником электронного взаимодействия документа в электронной форме через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, считается дата, зафиксированная в протоколе обработки документов (информации) при взаимодействии через информационные системы налогоплательщика, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга (приложение № 7 к проекту приказа) с признаком обработки «1 — принят».

При получении документа участником электронного взаимодействия датой его получения в электронной форме через информационные системы организаций, к которым предоставлен доступ налоговому органу, считается дата, зафиксированная в протоколе обработки с признаком обработки «1 — принят». Приказ может вступить в силу не ранее 1 января 2024 г.

Как развивается налоговый мониторинг

Вопросы, связанные с перспективами и развитием налогового мониторинга, обсудили на дискуссионной площадке ХI Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ-2023).

Напомним, что налоговый мониторинг как форма цифрового налогового контроля применяется с 2016 г. За эти годы количество участников возросло с семи до 445 компаний — представителей крупного и среднего бизнеса. Задействованы организации из 18 различных отраслей экономики.

Сегодня продолжается реализация концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга. Она направлена на стандартизацию и цифровизацию налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода и предусматривает изменение действующих норм законодательства и введение новых инструментов.

Ставка делается на повышение качества и автоматизацию налогового контроля для налогоплательщиков при условии быстрого закрытия налогового периода. Об этом на ПМЮФ-2023 отметила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова.

Как подчеркнула представитель ФНС, для дальнейшего совершенствования проекта были утверждены порядок получения доступа к информационным системам участников и требования к ним. Для публичного обсуждения подготовлен проект по новому порядку истребования документов. Об этом уже упоминали в этой статье.

Налоговые органы продолжают работу по расширению числа участников налогового мониторинга. В прошлом году пороговые критерии вступления были отменены для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В марте этого года — для участников промышленных кластеров. Компании, заключившие СЗПК после 28 июня 2022 г., должны в течение трех лет вступить в налоговый мониторинг. Общественное обсуждение проходит законопроект, отменяющий пороговые критерии для резидентов ТОР, свободного порта Владивосток и Арктической зоны РФ. Рассматривается возможность введения налогового мониторинга и для участников свободных экономических зон.

Мотивированное мнение в рамках налогового мониторинга

Еще одной темой обсуждения стало развитие института мотивированного мнения. Ежегодно расширяется практика по составлению мотивированного мнения. Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).

За семь лет проведения налогового мониторинга было направлено 207 мотивированных мнений, 172 из них — по запросу налогоплательщиков.

На ПМЮФ-2023 участники налогового мониторинга поделились своим опытом получения мотивированного мнения. Многие из них отметили важность реализации принципа публичности при составлении мотивированного мнения. По их мнению, должна быть создана открытая библиотека мотивированных мнений и налоговых рисков. Участники налогового мониторинга отмечают важность мотивированного мнения для налогового мониторинга и необходимость развития данного института.