Бизнес обсуждает требования к информационным системам организации, к которым представляется доступ налоговым органам

| статьи | печать

Опубликованный 1 марта на сайте regulation.gov.ru проект приказа «Об утверждении требований к информационным системам организации, к которым представляется доступ налоговым органам» заставляет участников налогового мониторинга серьезно задуматься о предстоящих мероприятиях по доработке информационных систем.

Среди набора требований, которые предъявляются к информационным системам налогоплательщиков, следует отдельно отметить раскрытие всех без исключения показателей налоговой отчетности, от уровня налоговой декларации до уровня первичных учетных документов (drill-down).

Требование налоговых органов о предоставлении документов (информации) через механизм drill-down потребует от налогоплательщиков создания универсальной платформы (витрины), куда будут интегрированы данные из разрозненных информационных систем.

Для крупнейших налогоплательщиков подобная интеграция данных, вне сомнения, потребует дополнительных финансовых затрат. Во многих случаях это связано с необходимостью создания интеграционных модулей между различными программными продуктами, выполняющимися на разных платформах, как российского, так и иностранного производства.

В этой связи для налогоплательщиков представляется важным провести предварительную оценку целесообразности проведения такой интеграции, в том числе и на долгосрочную перспективу.

Кроме того, к самим информационным системам также предъявляется дополнительный набор требований (в частности, к работе с пользовательским интерфейсом, к автоматическим контролям и пр.). Соответственно, становится необходимой проработка вопроса возможности внедрения разработчиками программных продуктов единого централизованного решения, что в условиях импортозамещения приобретает особую актуальность. Выбор в пользу данной стратегии будет способствовать повышению эффективности реализации процесса цифровизации налогового мониторинга и в конечном итоге существенно минимизирует затраты налогоплательщиков на доработку информационных систем.

Не вызывает никакого сомнения, что глобальность подходов ФНС России к вопросам цифровой трансформации при успешной реализации запланированных мероприятий будет способствовать выведению налогового администрирования на новый уровень.

Вместе с тем представляется целесообразным подходить к реализации мероприятий поступательно, шаг за шагом оценивая необходимость и целесообразность усложнения цифровых решений, особенно в текущих реалиях.

Также очевидным становится то, что на текущем этапе предстоит большая совместная работа ФНС России с налогоплательщиками — участниками налогового мониторинга и с компаниями — поставщиками типовых программных решений по доработке проекта приказа в части детального раскрытия отдельных положений, которыми устанавливаются верхнеуровневые требования к информационным системам.


Принять к сведению

Начался второй этап тестирования электронных сервисов в рамках пилотного проекта ФНС России «Интеграция информационных систем организаций — участников налогового мониторинга с АИС „Налог-3“». На этом этапе необходимо протестировать девять базовых сценариев информационного взаимодействия.

До конца апреля будут тестироваться два основных сценария — определение доступности информационной системы организации и информирование налогового органа о доступности.

С 28 марта по 28 мая участники налогового мониторинга должны проверить работу еще четырех сервисов: предоставление реестра документов, размещенных в электронном архиве информационной системы налогоплательщика, направление запроса на просмотр документа, доразмещение документа в данный архив и направление запроса на получение отчета о работе запросной системы.

С 4 апреля до конца мая необходимо протестировать получение протокола и сводного протокола операций. С 25 апреля до конца июня запланирован самый трудоемкий процесс — тестирование файлового обмена.

Согласно приказу ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации» участникам налогового мониторинга необходимо до 1 января 2024 г. подготовить свои информационные системы к интеграции с АИС «Налог-3».

«Переходный период по этому приказу для организации будет проходить постепенно. У компаний есть для этого достаточно времени, и мы готовы оказывать поддержку каждому. Для подготовки к интеграции в комфортном режиме лучше вступить в рабочую группу по реализации пилотного проекта ФНС России „Интеграция АИС „Налог-3» с информационными системами организаций — участников налогового мониторинга“, независимо от способа взаимодействия — прямой доступ к информационной системе или витрина данных. У участников рабочей группы есть возможность постепенно протестировать каждый процесс, получить консультацию специалистов по техническим решениям, задать волнующие вопросы», — отметила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова.

Информация ФНС России