Постановка на учет компании, если ее обособленные подразделения — без адреса

| статьи | печать

Обязана ли инспекция поставить компанию на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, если его адрес отсутствует в Федеральном адресном информационном ресурсе? Этот вопрос стал предметом рассмотрения Арбитражным судом г. Москвы в решении от 16.02.2022 по делу № А40-180515/21‑108‑3174.

Суть дела

Компания во исполнение обязанности, установленной подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, направила в налоговый орган сообщение о создании обособленных подразделений. В ответ инспекция сообщила о невозможности постановки компании на учет по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений, поскольку в федеральной информационной адресной системе (ФИАС) отсутствуют адреса местонахождения обособленных подразделений.

Компании было предложено обратиться в органы местного самоуправления, имеющие полномочия на присвоение адреса объектам адресации, а также на размещение, изменение и аннулирование сведений об адресах в государственном адресном реестре.

Компания подала жалобу в вышестоящий налоговый орган. Но в ее удовлетворении было отказано со ссылкой на необходимость обратиться в уполномоченный орган, на территории которого расположен объект адресации, в целях присвоения адресов.

Тогда компания обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налоговиков по непостановке компании на учет по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений.

Решение судов

Суд требования компании удовлетворил. Подпунктом 3 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговым органам вменено в обязанность вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц. Согласно п. 1 и 2 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

Пунктом 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“» установлено, что при поступлении оператору федеральной информационной адресной системы информации о выявлении факта отсутствия в государственном адресном реестре сведений об адресе оператор федеральной информационной адресной системы направляет в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления уведомление в форме электронного документа о необходимости внести в государственный адресный реестр соответствующие сведения в срок не позднее чем десять дней со дня получения уведомления. Аналогичное условие содержится в п. 11 (1) Правил межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2015 № 492. При этом постановлением Правительства РФ от 29.04.2014 № 384 ФНС России определена оператором федеральной информационной адресной системы.

Таким образом, отсутствие адреса обособленного подразделения в федеральном адресном информационном ресурсе не является препятствием для осуществления государственным органом возложенных на него функций, в том числе постановки налогоплательщика на налоговый учет. Предлагая компании обратиться в соответствующие органы для присвоения адреса объектам адресации, инспекция фактически перекладывает на налогоплательщика вмененную ей законодательством обязанность.

Суд также отметил, что отсутствие надлежащей постановки компании на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений препятствует представлению должным образом налоговой отчетности и уплате НДФЛ и налога на прибыль.

В результате суд обязал налоговиков поставить компанию на учет по месту нахождения обособленных подразделений.