Ограничения раскрытия бухгалтерской отчетности организаций и иной информации в ГИРБО в 2022 г.

| статьи | печать

Минфин России в своем сообщении от 23.03.2022 № ИС-учет-37 рассмотрел вопросы, связанные с введением временного порядка доступа к ГИРБО, с особенностями раскрытия информации на финансовом рынке, и другие аспекты. Об этих изменениях в раскрытии бухгалтерской (финансовой) отчетности читайте в данной статье.

Напомним, что согласно ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон «О бухгалтерском учете») ФНС предоставлено право формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО). Этот ресурс представляет собой совокупность бухгалтерской отчетности организаций, обязанных составлять такую отчетность. Также в отчетность включается аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в ГИРБО.

Временный порядок доступа к ГИРБО

Обращаем внимание, что на 2022 г. установлен особый порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО. Этот порядок установлен постановлением Правительства РФ от 18.03.2022 № 395 «Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году».

В 2022 г. налоговая служба обеспечивает доступ ко всей информации, содержащейся в ГИРБО, только органам государственной власти, госорганам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России.

Что касается доступа остальным субъектам, организации, обязанные представить годовую бухгалтерскую отчетность за 2021 г. в ГИРБО, вправе выбрать для этой категории любую из следующих схем:

  • ограничить полностью доступ иных лиц к своей бухгалтерской отчетности;

  • ограничить частично доступ иных лиц к своей бухгалтерской отчетности.

Выбор схемы ограничения доступа к бухгалтерской информации осуществляется каждой организацией самостоятельно исходя из конкретных условий деятельности, рисков раскрытия информации, риска введения мер ограничительного характера со стороны иностранных государств или государственных объединений, союзов, государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств и иных лиц.

При любой схеме ограничивается доступ лиц к соответствующей информации, содержащейся в ГИРБО, за все годы, начиная с отчетности за 2019 г. (возможность ограничения доступа к отчетности за отдельные годы не предусмотрена).

Полное или частичное ограничение доступа к информации в ГИРБО не изменяет обязанности организаций:

  • составить годовую бухотчетность за 2021 г.;

  • представить один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. в налоговый орган с целью формирования ГИРБО. Исключение касается организаций, указанных в ч. 4 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете»;

  • раскрывающих свою бухгалтерскую отчетность в силу требований федеральных законов в СМИ, внести сведения об отчетности и результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Состав, сроки и порядок внесения таких сведений в федеральный реестр, а также условия, при которых сведения, содержащиеся в нем, не подлежат размещению в интернете;

  • провести аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. и представить аудиторское заключение в налоговый орган.

Для того чтобы ФНС России ограничила полностью доступ указанных лиц к содержащейся в ГИРБО бухгалтерской отчетности организации, такая организация подает заявление в произвольной форме в налоговые органы об ограничении доступа к информации. В нем в обязательном порядке указываются ОГРН и ИНН организации. На основании заявления ФНС России ограничивает доступ ко всей информации указанной организации, содержащейся в ГИРБО, всем лицам, за исключением органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Банка России.

Введены особенности раскрытия информации на финансовом рынке

Правительство РФ также установило особенности раскрытия и предоставления информации на финансовом рынке в 2022 г. (постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 351). Эмитенты ценных бумаг вправе раскрывать или предоставлять информацию, подлежащую раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) в соответствии с требованиями законодательства, в ограниченном составе (объеме) или отказаться от раскрытия этой информации, если оно может привести к введению ограничительных мер.

Нюансы раскрытия и предоставления информации, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 351, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. Эти правила вступили в силу 14 марта 2022 г. и действуют до 31 декабря 2022 г.

Особые сроки раскрытия бухгалтерской отчетности эмитентами

Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Совету директоров Банка России предоставлено право устанавливать сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации кредитными и некредитными финансовыми организациями, превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующей отчетности и информации.

Данная норма вступила в силу 8 марта 2022 г. и действует до 31 декабря 2022 г.

Комментарий эксперта

18 марта 2022 г. Правительство РФ выпустило постановление № 395 «Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году», согласно которому доступ к информации об организациях в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности ограничивается.

Документом установлено временное ограничение (до 31.12.2022) в доступе к информации из государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности.

В открытом доступе будут только бухгалтерские формы:

  • бухгалтерский баланс,

  • отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Текстовые и табличные пояснения в составе бухгалтерской отчетности, а также аудиторские заключения будут недоступны.

В полном объеме бухгалтерская отчетность будет открыта лишь для государственных органов.

По консолидированной финансовой отчетности, если имеется обязанность ее составления, организации вправе отказаться от ее представления в государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности, если это может привести к санкциям и ограничениям бизнеса.

Кроме того, любая компания вправе обратиться в налоговые органы с заявлением в свободной форме об ограничении доступа к информации о ней в государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности, включая сведения за предыдущие периоды (2019—2021 гг.).

Публичные акционерные общества и эмитенты ценных бумаг на финансовом рынке также вправе ограничить раскрытие информации либо вообще отказаться от ее раскрытия.

Федеральным законом от 14.03.2022 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа“ и статью 21 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» Совет директоров Центрального банка РФ получил полномочия решать вопросы об определении минимально необходимого объема публикуемых сведений и сроков их размещения.