Борьба за экологию: власти думают о расширении перечня товаров РОП

| статьи | печать

Минприроды предлагает расширить перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации после потери ими потребительских свойств. Соответствующий проект постановления правительства опубликован для общественного обсуждения. В список утилизации могут попасть больше трех десятков групп товаров, что повлечет за собой увеличение субъектов РОП. Большинство опрошенных «ЭЖ» экспертов считают, что расширение перечня преждевременно. Для начала нужно наладить работу с компаниями, которые уже подпадают под РОП, но уклоняются от выполнения обязательств.

Механизм расширенной ответственности производителей (РОП) внедрен в России с 2015 г. Он предусматривает, что производители и импортеры должны нести ответственность за утилизацию тех товаров, которые произвели, и той упаковки, которую использовали при выпуске товаров на рынок. Согласно действующим нормам, предприниматели могут реализовать ответственность самостоятельно — путем заключения договора с утилизатором или через утилизацию на своих мощностях.

В ином случае им нужно оплатить экологический сбор. «Сегодня утилизируется только 4,5% отходов, остальное направляется на полигоны для захоронения. Вопрос создания системы утилизации является приоритетным», — подчеркнул глава Минприроды России Александр Козлов, комментируя инициативу по расширению списка подпадающих под утилизацию товаров.

Разработанный Минприроды новый перечень утилизации дополнен товарами из 34 групп. Среди них: изделия текстильные готовые (кроме одежды), ковры, белье нательное, тара, упаковка бумажная и картонная, шины, покрышки и камеры резиновые, стеклянные зеркала, пластмассовые изделия, компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование, коммуникационное оборудование и другие. Также в документе устанавливаются новые, долгосрочные нормативы утилизации отходов от использования товара или упаковки.

В ведомстве уточнили, что включенные в перечень РОП товары и упаковка имеют в своем составе крайне опасные материалы и должны быть утилизированы для предотвращения попадания в окружающую среду. Так, из пояснительной записки к проекту постановления следует, что отходы от использования товаров, произведенных из пластмасс, разлагаются около 200—300 лет. Попадая в почву, они распадаются на мелкие частицы и выбрасывают в окружающую среду химические вещества, добавленные в них при производстве.

Даже бумажный мусор, который разлагается всего за два-три года, приносит вред окружающей среде. Доля бумаги составляет до 35% от всего объема отходов в местах размещения, и в случае плохого поступления кислорода она может разлагаться до 30 лет. Кроме того, при производстве бумажной продукции используются полимеры, например химический клей, распадающийся на микропластик и остающийся в почве и воде, также на бумагу может быть нанесена краска, синтезирующая при разложении ядовитые вещества.

Мнения экспертов о росте цен разделились

По словам Артема Родина, к.ю.н., адвоката, управляющего партнера RODIN & PARTNERS, в результате планируемых нововведений уже в 2023 г. следует ожидать пропорционального увеличения стоимости товаров, которые впервые окажутся в новом перечне подлежащих утилизации. Также подорожание ожидает товары, в отношении которых повысятся нормативы утилизации.

Алексей Каневский, руководитель компании «Интерпортфолио», считает, что повышение затронет как оптовые, так и розничные цены. В среднем продукция может подорожать на 5—7%, полагает эксперт. С тем, что затраты на уничтожение упаковок будут включены в стоимость товаров, что соответственно увеличит их цены, согласен и Вадим Дигин, адвокат, руководитель адвокатского кабинета «Конституционная правозащита» Адвокатской палаты Московской области.

По словам Любови Меланевской, исполнительного директора ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК), рост стоимости товаров зависит от трех переменных — нормативов утилизации, ставок экосбора и применения двойного коэффициента к нормативу, если компания не реализует РОП самостоятельно. Пока размер ставки экосбора окончательно не ясен, так как методика по расчету ставок экосбора так и не была утверждена. Но в декабре прошлого года профильные ассоциации подсчитали, что если государство пойдет по пути максимального давления, то рост себестоимости составит от 2% до 25% по разным категориям товаров.

Наталья Беляева, член Научно-технического совета Росприроднадзора и член Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России», придерживается другого мнения. Она полагает, что в целом удорожание продукции, о которой твердят многие производители, — миф. По расчетам Минэкономразвития и подведомственных учреждений, при доведении того же норматива утилизации до 100% повышение цены будет в пределах 0,5—1 руб. Например, при стоимости аккумуляторной батареи 5—8,5 тыс. руб. сегодняшний размер экосбора составляет от 5 до 13 руб. в зависимости от веса батареи.

Александр Свидовский, генеральный директор «Втор-Пласт», тоже придерживается мнения, что конечный потребитель не будет существенно задействован. «Даже скорее наоборот, потребителю будет приятно сознавать, что в цене товара уже заложен утилизационный сбор, который государство направит на развитие инфраструктуры по обращению с отходами. Таким образом каждый из нас будет вносить свой вклад в сохранение окружающей среды», — сообщил «ЭЖ» предприниматель.

Механизм РОП нуждается в доработке

«Предложения бизнеса в принципиальных аспектах во многом совпадают с позицией правительства по данному вопросу. Однако 100%-ная норма утилизации упаковки, которая присутствует в предлагаемом варианте законопроекта, априори невыполнима, таких требований нет ни в одной стране мира», — отметил в разговоре с «ЭЖ» Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes. По его словам, обеспечить полную утилизацию невозможно как вследствие естественной утраты определенного объема отходов при его сборе, так и в силу сегодняшних технологических возможностей рынка.

Например, текущие мощности по утилизации стеклянной упаковки даже при условии их полной загрузки смогут обеспечить не более 28% утилизации отходов стекла. За оставшиеся 72% объема выпускаемой на рынок стеклянной тары субъекты РОП будут вынуждены безальтернативно платить экосбор. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим видам материалов упаковки.

Говоря о недостатках проекта, Л. Меланевская отметила, что не выдерживает критики включение в перечень отходов производства. «РОП по своему замыслу должна применяться исключительно в отношении потребительских товаров, отходы от использования которых на постоянной основе образуются в домохозяйствах (например, упаковка, батарейки, электротовары) или в секторе обслуживания конечного потребителя (шины, автомобильные масла). В новом же перечне „через запятую“ указываются как пластиковая упаковка, так и шпалы, брусья для трамвайных путей и медные кабели, которые, кстати, год назад были исключены из перечня по причине высокой востребованности рынком медного кабеля», — отметила представитель РусПЭК.

Также спорным моментом в ассоциации считают, что ужесточать регулирование предлагается при почти полном отсутствии госконтроля над отраслью. «Сейчас РОП выполняют от силы 3% компаний, все остальные либо не знают о своих обязанностях, либо знают, но предпочитают укрываться. При этом за информацией об утилизаторах и их мощностях Росприроднадзор почему-то обращается к производителям соков и сгущенки. В этих условиях ужесточение требований к бизнесу, введение новых объектов и субъектов регулирования приведет к еще большему уклонению компаний от реализации РОП и росту контрафакта», — подчеркнула Л. Меланевская.

На данный момент расширение перечня товаров РОП видится преждевременным решением и другим экспертам. «Низкая эффективность текущей модели РОП, озвученная в итоговом докладе Минприроды, связана как раз таки с огромным количеством объектов, в отношении которых возникает такая ответственность. Это большая проблема для контроля и для определения поднадзорных субъектов. Конечно, перечень в целом нужно расширять, но делать это необходимо только после того, как будет вылечена первопричина неудовлетворительных результатов механизма — отсутствие инструментов идентификации субъектов РОП», — сообщила «ЭЖ» Н. Беляева.

По мнению ассоциации РусПЭК, чтобы РОП в России, наконец, заработала, нужно принять ряд ключевых решений. Во-первых, ввести целевые показатели по раздельному накоплению и утилизации отходов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и привязать к ним нормативы утилизации — это будет стимулировать власть и бизнес сотрудничать, развивать инфраструктуру раздельного накопления и утилизации отходов.

Во-вторых, требуется расширить права ассоциаций бизнеса, созданных для исполнения нормативов утилизации, — например, сейчас их пытаются исключить из возможных вариантов по исполнению РОП. В-третьих, важно включить стоимость вторсырья в расчет экологического сбора, иначе потребители будут платить дважды, а утилизаторы — получать двойное финансирование за свою работу, подчеркивают в объединении.

Н. Беляева отмечает, что основная нерешенная проблема механизма РОП — администрирование как производителей, так и утилизаторов. Чтобы структурировать рынок без шоковой терапии, необходимо проявить лояльность, дав возможность всем желающим утилизаторам беспроблемно попасть в реестр. Затем уже необходимо проверять каждого по списку, как и их клиентов.

Еще один неурегулированный вопрос, по мнению эксперта, — расходование средств экосбора и недопущение его перевода в фискальную плоскость. Утилизаторам нужны гарантии, что деньги попадут в нужные руки на реальные цели.

Резюмируя результаты проведенного «ЭЖ» опроса, отметим, что сегодня огромное количество субъектов РОП не исполняют свою ответственность. Попросту говоря, никто не знает, кто должен платить за утилизацию и как искать «зайцев». Очевидно, что расширение перечня на другие виды товаров не изменит ситуацию при условии, что производителей также нельзя будет идентифицировать. Поэтому в первую очередь отраслевым властям необходимо отладить механизм работы РОП, а потом уже переходить к его расширению. 

Динамика показателей объема образования отходов производства и потребления в РФ, 2010—2020 гг., млн т

Год

Значение

2010

3735

2011

4303

2012

5008

2013

5153

2014

5168

2015

5060

2016

5441

2017

6221

2018

7226

2019

7751

2020

6956

Динамика утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в РФ, 2010—2020 гг., млн т

Год

Значение

2010

1738,1

2011

1990,7

2012

2348,1

2013

2043,6

2014

2357,2

2015

2685,1

2016

3243,7

2017

3264,6

2018

3818,4

2019

3881,9

2020

3429,0

Источник: Росприроднадзор