Коллекционные авто — инвестиция, роскошь и средство передвижения

| статьи | печать

Раритетные автомобили, по оценке консалтинговой компании Knight Frank, благополучно пережили кризис, вызванный пандемией, и остаются одним из самых доходных инвестиционных активов. За 2021 г. они поднялись в цене на 6%, а за последние десять лет — на 193%. Самые высокие цены держатся на коллекционные авто престижных марок Ferrari и Porsche. Среди российских машин наиболее дорогими считаются ЗИЛы, на которых ездила советская элита. Впрочем, миллионный ценник можно встретить и на некоторые модели марок «Волга», «Москвич» и «Победа». Кстати, не мешало бы проверить свой гараж на даче…

Машины коллекционной ценности, согласно данным исследования The Wealth Report 2021, подготовленного международной компанией Knight Frank, вошли в первую тройку инвестиционных активов, показавших наиболее быстрый рост стоимости за последние десять лет. В прошлом году, несмотря на вирусную пандемию и трудное восстановление после кризиса, раритетные авто подорожали на 6%, а в период с 2011 по 2021 г. их цена увеличилась на 193%.

Среди самых дорогих коллекционных авто, которые привлекли внимание любителей олдтаймеров на аукционах, по оценке портала open-broker.ru, выделяется Ferrari 250 GTO, выпущенный в 1963 г.

Серый красавец изысканной обтекаемой формы в 1963 г. принимал участие в гонках Ле-Мана, заняв там четвертое место, а на десятидневном Tour de France стал победителем. В 2000 г. спорткар купил немецкий коллекционер за 6,5 млн долл. Спустя три года он продал его за более высокую цену. А к 2020 г. стои­мость авто выросла до рекордных 70 млн долл.

Еще один представитель автомобильного семейства Ferrari — 335 Sport Scaglietti, созданный в 1957 г., — оценивается экспертами в кругленькую сумму 35,7 млн долл. Высокой цене способствует тот факт, что всего было выпущено четыре такие машины, что делает его одним из самых редких автомобилей в современном мире.

Особенно высоко ценятся автомобили, связанные с известными личностями, даже несмотря на их негативную оценку общественным мнением. Так, примечательна история машины Адольфа Гитлера, которую сделал по специальному заказу сам Фердинанд Порше. Это был «Auto Union D-Type», оснащенный двигателем V12, 550 л.с., который разгонял болид до невероятной по тем временам скорости 300 км/ч.

В 1939 г. именно на этом автомобиле немецкий гонщик Х.П. Мюллер одержал победу в Гран-при Франции, а Тацио Нуволари в том же году выиграл Гран-при в Белграде.

Любимые авто Брежнева

Люди старшего поколения отлично помнят престижные автомобили марки ЗИЛ-114, на которых ездили представители советской элиты. Легендарная советская машина собиралась вручную мастерами Завода им. Лихачева в 1967—1978 гг.

Автомобиль выпускался в специальном закрытом цехе завода для высшего руководства страны. После списания машины возвращали на завод, где их уничтожали, поскольку конструкция автомобиля имела гриф «совершенно секретно». Именно поэтому до нас дошли его единичные экземпляры, что приводит к постоянному росту цен на эти машины. К примеру, цена ЗИЛ-114, выставленного на продажу компанией «Антикварные Автомобили», равняется 16 млн руб.

Заводской оригинальный автомобиль марки ЗИЛ-4104, предлагаемый на продажу из частной коллекции, тоже представляет собой отличный экземпляр советского автостроения. Он был разработан советскими инженерами специально к 60-летию Октябрьской революции и использовался только членами политбюро ЦК КПСС — самого верхнего эшелона власти СССР. Цена советского олдтаймера составляет 9,5 млн руб.

Простенько, но в цене

Важнейшим условием попадания той или иной машины в категорию коллекционных автомобилей является ее производство небольшими тиражами. Среди марок авто, которые выпускались в миллионах экземпляров, встречаются олдтаймеры, которые делались с некоторыми особенностями и в небольших количествах.

Так, советский серийный универсал Москвич-423 производили с 1957 г. на базе Москвича-402 с 35-сильным двигателем. Подобные авто представляют собой настоящую редкость. До 1958 г., по сведениям журнала «За рулем», их сделали только 1525 штук, при этом большую часть получили различные государственные учреждения. Цены на эти авто в хорошем состоянии доходят до 1,3 млн руб.

Звезда на решетке радиатора «Волги» — ГАЗ-М21 делалась только до 1958 г. Такие автомобили коллекционеры называют просто «Звезда». За три года выпуска этих машин было произведено порядка 6 тыс. штук. Не так уж много, причем значительную часть тиража отправили в таксопарки, которые сдавали изношенные в ежедневных поездках авто на металлолом. Поэтому осталось таких машин мало, и ценятся они весьма высоко — около 1,5 млн руб.

Первые серии автомобиля «Победа», выпускаемые в 1946—1948 гг., были малотиражными. Их отличительной особенностью были трехуровневые мелкие решетки радиатора, которые уже с конца 1948 г. стали «двухэтажными». Их почти не осталось, даже среди коллекционеров, поэтому стоимость таких раритетов держится около 2,5 млн руб.

Наконец, стоит вспомнить единственный в Советском Союзе лимузин, который продавали частным лицам. Это ГАЗ-12 ЗИМ, которых успели выпустить чуть более 20 тыс. экземпляров. Сейчас он стал одним из самых востребованных коллекционерами олдтаймеров, несмотря на сложность его реставрации. Цены на советский лимузин доходят до 20 млн руб.