Работа над ошибками. Какие выводы сделал президент Казахстана Токаев из кризиса

| статьи | печать
Работа над ошибками. Какие выводы сделал президент Казахстана Токаев из кризиса

Одной из ключевых причин январского кризиса в Казахстане стала монополизация экономики, тотальная бюрократия и, как следствие, снижение уровня жизни населения. Для выхода из сложнейшей ситуации глава государства Касым Токаев предлагает активизацию антимонопольной политики, новые подходы в сфере госбюджета, усиление мер социальной поддержки граждан. Для России опыт соседней страны весьма интересен, поскольку наши экономические показатели очень близки.

Произошедшие в начале января трагические события, по словам г-на Касыма Жомарта Токаева, во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами, накопившимися за многие годы. Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении.

Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы. Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны.

«Обострилась проблема неравенства. Она усугубляется из года в год, хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере, на бумаге, — подчеркнул глава государства. — Однако за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе».

Для решения всех этих тяжелых проблем президент Токаев предложил целую программу действий, включающую меры антимонопольной политики, новые подходы к пополнению и расходованию бюджета, активизацию социальной политики.

Начать нужно, по мнению г-на Токаева, с анализа эффективности и доступности мер государственной поддержки. Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу «друзьям все, остальным — по закону». По сути, данная система еще более усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ.

Например, Банк развития Казахстана, по существу, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы.

«Следует кардинально пересмотреть эти подходы, — уверен глава Казахстана. — Они должны стать прозрачными и понятными механизмами. Особое внимание нужно уделить развитию малого и среднего бизнеса в регионах».

Для обеспечения макроэкономической стабильности необходимы дополнительные источники доходов бюджета. На фоне высоких цен на сырье доходы предприятий горнорудного сектора выросли. Поэтому глава государства поручил правительству проработать вопрос дополнительных поступлений в бюджет. Взамен можно предоставить широкие льготы для освоения новых месторождений.

В условиях благоприятной конъюнктуры рынка производители бензина и различные посредники получают дополнительные прибыли. Президент соседнего с нами государства считает необходимым изымать часть этой маржи в пользу бюджета посредством акцизов.

«Говоря о доходах бюджета, нельзя не отметить и некоторые другие статьи расходов. Заработные платы членов правительства, депутатов и акимов вполне достаточные, — заметил г-н Токаев. — Поэтому можно объявить пятилетний мораторий на их повышение».

Страна заинтересована в том, чтобы сохранить благоприятный инвестиционный климат. Государство будет принимать все необходимые меры для восстановления доверия внутренних и иностранных инвесторов. Вместе с тем на данном этапе нужна новая Концепция инвестиционной политики для повышения привлекательности страны в условиях усиления требований ESG, глобального энергетического и технологического перехода.

Казахстан по Конституции, напомнил Касым Жомарт Токаев, является социальным государством (так же, как и Россия, вспомним мы). Главной задачей такого государства должно стать обеспечение благополучия и качества жизни людей. «Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел, — уверен президент. — Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает».

В этих целях следует в том числе разработать программу повышения доходов населения (кстати, о необходимости создания такой программы в России «ЭЖ» писала в № 26 в 2020 г.).

«Работа государственных органов должна быть точной и адресной. На каждом управленческом уровне следует установить конкретные показатели снижения бедности», — подчеркнул глава казахстанского государства.

Ключевым элементом нового «Общественного договора» должен стать Социальный кодекс. Особое внимание следует уделить снижению безработицы, прежде всего молодежной.

Президент соседней державы поручил создать новый общественный социальный Фонд «азакстан халкына». Он будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки. Например, помощью детям с редкими заболеваниями.

Финансирование Фонда будет осуществляться из частных и государственных источников. «Благодаря Первому Президенту — Елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам, — отметил К. Токаев. — Пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе. Поэтому правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в Фонд».

В заключение стоит отметить, что Россия и Казахстан не только соседи, но и страны, очень близкие по своим базовым экономическим показателям. Так, ВВП на душу населения в 2021 г. в нашей стране составлял 11,27 тыс. долл., а в соседней республике — 10,14 тыс. долл. Причем в 2013 г. эти показатели были выше: в России — 15,93 тыс. долл., а в Казахстане — 13,79 тыс. долл.

Учитесь на ошибках других людей, говорят психологи и просто опытные люди. Тем более когда ошибки с большим трудом и напряжением исправляют твои ближайшие соседи.