Национальный план развития конкуренции под угрозой срыва

| статьи | печать

Государственный сектор, по оценке правительства и экспертного сообщества, занимает существенную долю в экономике России и оказывает негативное влияние на условия конкуренции на товарных рынках. Число государственных компаний в перечне 100 крупнейших предприятий страны и объем их выручки с каждым годом увеличиваются. Между тем Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018—2020 гг. выполнен лишь наполовину.

Оценка доли государственного участия в корпоративном секторе на примере 100 крупнейших компаний, представленных в рейтинге «Эксперт РА», показывает, что она последнее время не только сохраняется, но даже несколько растет. Число компаний с государственным участием в рядах «первой сотни» выросло с 26 до 29, при этом их доля в выручке поднялась с 50 до 52%.

Есть и другой показатель — доля государственных и муниципальных закупок, распределяемая между госкомпаниями. Эксперты полагают, что закупки органов власти могут рассматриваться в качестве одного из инструментов поддержки малого и среднего бизнеса. В то же время значительная часть госзакупок распределяется среди компаний с госучастием.

Около четверти всех закупок для государственных и муниципальных нужд, по словам начальника управления по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве РФ Елены Ковалевой, осуществляется у подконтрольных государственным структурам компаний. При этом в отдельных довольно конкурентных сферах экономики госкомпаниям достается более половины закупок.

Наибольший объем контрактов, заключенных с госкомпаниями, наблюдается в сфере оказания финансовых и страховых услуг (77% контрактов в стоимостном выражении).

Высокая доля контрактов с государственными компаниями также фиксируется в закупках услуг транспорта и складского хозяйства (61% суммарной стоимости контрактов в данной сфере в 2019 г.), услуг в области здравоохранения и социальных услуг (57%), а также услуг, связанных с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью (56%).

«Важно устранить препятствия для развития экономики, среди которых — высокий уровень государственного участия и низкая доля малых и средних предприятий в структуре экономики, а также несовершенное тарифное регулирование, — считает премьер Михаил Мишустин. — Федеральная антимонопольная служба предлагает ряд мер, которые позволят продвинуться в решении этих проблем. Это и приватизация непрофильного государственного и муниципального имущества, в том числе с обеспечением приоритета для малого и среднего бизнеса, а также запрет до конца 2020 г. на введение ограничений или прекращение подачи энергии, газа, тепла, воды для МСП в связи с неоплатой».

Три года назад вышел первый в истории нашей страны Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018—2020 гг. Период исполнения этого плана завершается в декабре 2020 г.

Однако, по словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, в общей сложности из дорожных карт, утвержденных правительством, на сегодняшний день не реализовано 40% мероприятий. Это говорит о том, что половина мероприятий Национального плана в настоящее время не исполнена.

«Не завершена работа в Государственной Думе, хотя правительство приняло такое постановление, с принятием закона о принудительном лицензировании лекарственных средств, — подчеркивает г-н Артемьев. — Исходя из высших ценностей российской Конституции, мы должны заботиться прежде всего о здоровье и жизни наших граждан, и, если иностранные компании завышают цены на жизненно важные препараты, обладая при этом патентом, российское государство, как это принято во всем мире, должно иметь право дать возможность российским лабораториям производить соответствующие препараты».

Также до сих пор не принят соответствующий закон о реформировании правового регулирования деятельности естественных монополий.