«Не стоит впадать в уныние, но и не надо строить радужные надежды на быстрый экономический рост»

| статьи | печать
«Не стоит впадать в уныние, но и не надо строить радужные надежды на быстрый экономический рост»

Почему российская экономика «буксует» уже 30 лет, что нужно для ускорения экономического роста, как повысить доходы россиян и какую динамику покажет экономика в новом году, рассказал редакции «ЭЖ» научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг.

«ЭЖ»: В этом году исполняется 30 лет после распада СССР. Прирост ВВП в Российской Федерации, по данным Счетной палаты, за эти три десятилетия составил 20%. В кризисные 90-е среднегодовые темпы прироста экономики равнялись –6,2%, в 2000-х составляли +6,9% на фоне стремительного увеличения цен на нефть, а в 2010-х опустились до 1%. Какие причины для столь скромного роста (ведь мировая экономика развивалась в три раза быстрее)?

Руслан Гринберг: Причины столь низкого роста кроются в ошибках экономической политики, которые были заложены еще в начале 90-х, а затем повторялись в последующие годы. Реформы проводились людьми, мягко говоря, с провинциальными представлениями о рыночной экономике. Они верили в могущественные силы свободного рынка, хотя уже тогда в развитых странах государства проводили активную экономическую политику, нацеленную на приоритетное развитие определенных отраслей.

В России в результате того, что все предприятия в начале 90-х были брошены в жесткие, а иногда — просто жестокие условия выживания, рухнуло производство большинства технологичных товаров в реальном секторе экономики. А потом начался мучительный путь восстановления российского производства.

На самом-то деле можно было выделить хотя бы 20—25 приоритетных направлений еще в тот период и поддержать за счет государства этих производителей. Посмотрите, например, как сложно сейчас идет восстановление гражданского авиастроения, которое оказалось в развалинах в итоге реформ 90-х гг. Мы до сих пор не сумели создать конкурентоспособный самолет для средних дистанций, а дальнемагистральные авиалайнеры практически не выпускаем. Давайте вспомним советский шатл «Буран», который в начале 90-х свезли на потеху публике в парк культуры имени Горького в Москве.

Мы даже сегодня, спустя тридцать лет, ничего подобного не смогли создать. Всех этих потерь можно было избежать…

«ЭЖ»: Российская и мировая экономика восстанавливаются после коронакризиса. В этом году темпы прироста ВВП в нашей стране прогнозируются на уровне 4%. Но затем, согласно прогнозам независимых экспертов, они снова опустятся до уровня около 2% в год. Что будет влиять на экономический рост ближайшие годы?

Р.Г.: Доля нефтегазового комплекса в последние годы сократилась, но остается весьма высокой. Поэтому темпы экономического роста по-прежнему будут существенно зависеть от динамики мировых цен на нефть и газ. Точнее говоря, от среднесрочных цен на углеводороды, поскольку краткосрочные котировки сейчас находятся на высоком уровне.

Широко декларированный переход к низкоуглеродной экономике продвигается медленно, при этом затраты на глобальный переход явно будут выше, чем предполагалось ранее энтузиастами возобновляемых источников энергии. А это делает нефть, газ и даже уголь вполне конкурентоспособными в среднесрочной перспективе.

Более того, сейчас в России разрабатываются технологии очистки природного газа, который уже является достаточно чистым видом сырья, до уровня, при котором углеводородный след сократится почти до нуля. Таким образом, наша газовая отрасль имеет все шансы соответствовать высоким экологическим требованиям, предъявляемым в других странах, особенно в Европейском союзе.

«ЭЖ»: Какие направления развития отечественной экономики, на Ваш взгляд, будут наиболее перспективными в ближайшие годы и станут стимулировать рост в сопредельных отраслях?

Р.Г.: Проблема не только в увеличении темпов количественных показателей — росте ВВП. Нужны направления, которые улучшат качественное состояние экономики. Стоит обратить внимание на все инфраструктурные проекты, которые повышают connectivity — связность нашей экономики и страны в целом. Это вытекает из особенностей России, которая расположена на одной девятой суши нашей Земли. У нас плотность населения значительно ниже, чем у большинства наших восточных соседей — Китая, Японии. Так что развитие инфраструктуры — вопрос не только экономики, но и геополитики.

Ускоренное развитие транспортной и других видов инфраструктуры создаст качественно иной экономический ландшафт. Не только в результате вовлечения новых районов в активный экономический оборот, но и за счет продвижения международных товарных потоков по территории нашей страны.

«ЭЖ»: В этих целях сейчас принят Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Он предусматривает, в частности, развитие транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг»…

Р.Г.: Комплексный план при его эффективном воплощении в жизнь действительно повысит связность нашей экономики, и многие регионы выиграют в хорошем смысле слова от его реализации.

Однако беспокоит вопрос: в какой мере будет помогать федеральный центр реализации региональных инфраструктурных проектов? Так, последнее время с самых высоких трибун слышны заявления, что регионам будут давать кредиты под 3% для реализации инфраструктурных проектов. Но это кредиты, пусть даже на льготных условиях, заемные средства. Планируется ли предоставлять бюджетные средства, которые регионам не нужно будет возвращать, чтобы хотя бы частично компенсировать расходы субъектов Федерации на региональную инфраструктуру, пока не ясно.

На развитие региональной инфраструктуры можно частично направить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Решение о выделении 2,5 трлн руб. из ФНБ уже принято, но есть опасения, что эти огромные деньги пойдут на гигантские проекты, которые будут реализовывать, как говорили в старину, «особы, близкие к правящему императорскому дому».

Поскольку ФНБ формируется за счет продажи природных ресурсов, принадлежащих по Конституции РФ всему народу, будет вполне уместным часть этих денег направить на развитие дорог, коммунальных сетей, средств связи внутри российских регионов.

«ЭЖ»: Реальные доходы населения снижаются уже много лет. По сравнению с январем — октябрем 2019 г. реальные располагаемые доходы россиян выросли на полпроцента, но при этом до сих пор не достигли показателя 2013 г. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для повышения доходов граждан?

Р.Г.: Номинальная средняя зарплата, по данным Росстата, сейчас составляет 54,6 тыс. руб., а медианная зарплата, меньше которой получает половина населения нашей страны, по состоянию на апрель текущего года равнялась 40,2 тыс. руб. (менее 500 евро). Это явно мало для страны, которая имеет научно-технический потенциал, позволяющий запускать ракеты в космос, и располагает огромными запасами полезных ископаемых, которые добываются и в больших количествах экспортируются за рубеж.

В обществе явно назрел запрос на введение прогрессивной шкалы налога на доходы, которая позволяет перераспределить средства в пользу людей, получающих малые и средние доходы. По этому пути в свое время пошли скандинавские страны, а затем этот же подход использовали Германия и Франция.

Отговорка Минфина о том, что ведомство не сможет контролировать взимание НДФЛ при введении прогрессивной шкалы, не выдерживает критики. Она была более-менее понятна в 90-е гг., когда государственный аппарат был ослаблен. Сейчас у нас сильная налоговая служба, вооруженная современными цифровыми технологиями. Они вполне могут успешно собирать любые налоги. Причем НДФЛ надо повышать серьезно, а не на скромные 2%, которые были введены в прошлом году.

Для решения этой проблемы нужна политическая воля, поскольку социальные страты (назовем их так), которые получают высокие зарплаты, будут оказывать сопротивление, зачастую камуфлированное под экспертное мнение. Однако в конечном итоге от введения прогрессивной шкалы налогов на доходы и перераспределения средств в пользу людей с малыми и средними доходами выиграют и такие кланы. В стабильной в социальном плане стране жить безопаснее и спокойнее, чем по соседству с нищими озлобленными согражданами.

Одновременно государство может проводить более активную политику, нацеленную на регулирование заработной платы. В противном случае мы никогда не добьемся увеличения доли среднего класса с нынешних 20% до половины населения и более, как это наблюдается в развитых странах.

Профсоюзное движение не может добиться повышения заработной палаты, хотя бы покрывающего темпы инфляции. Значит, государство должно взять на себя эту функцию, устанавливая размер оплаты труда на уровне, необходимом не только для выживания россиян, но и для обеспечения воспроизводства населения.

«ЭЖ»: Количество бедных людей, по данным Росстата, составило за девять месяцев нынешнего года 17,6 млн человек. Это меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда оно равнялось 19,6 млн, но по-прежнему велико. Что можно сделать, чтобы облегчить участь этих людей?

Р.Г.: Правительство утвердило новую методику расчета «границы бедности», которая немного выше, чем прожиточный минимум, но даже при таком подходе количество бедных россиян зашкаливает.

Опросы Левада-Центра (некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента) показывают, что порядка 40% наших граждан считают обнищание большинства населения самой тревожной проблемой в стране, что вполне закономерно, поскольку создает высокие риски социального взрыва.

Чтобы помочь самым нуждающимся россиянам, можно ввести карточки на продукты питания, как это делается, например, в Соединенных Штатах. Тогда, по крайней мере, эти люди не будут умирать от голода.

Такой подход тем более оправдан в условиях быстрой инфляции, поскольку при его реализации людям будет выделяться определенное количество продовольствия, необходимое для выживания, а не денежные средства, которые обесцениваются, да и тратятся иногда на другие цели.

Возможно также субсидирование государством производителей некоторых продовольственных продуктов, чтобы сдержать цены на самые социальные товары. Правда, в этом случае поддержку государства получат все граждане, покупающие такие изделия, независимо от их доходов.

А если посмотреть шире на проблему бедности, то, конечно, необходимо динамичное развитие экономики, увеличение числа успешных предприятий и повышение заработных плат работников. Но пока это светлое будущее наступит, нужны адресные меры поддержки именно бедных россиян.

«ЭЖ»: Вы известны своим умением делать прогнозы, которые в большинстве случаев сбываются. В преддверии Нового года просим Вас сделать прогноз развития российской экономики и страны в целом.

Р.Г.: На моей памяти не было таких периодов в жизни страны, когда сошлись бы одновременно столько негативных факторов, влияющих на ее развитие. Пандемия COVID-19 наносит удары экономике все новыми и новыми волнами вируса. Геополитическая ситуация то успокаивается, то опять обостряется вплоть до угрозы нового военного конфликта.

Вместе с тем российская экономика успешно, лучше, чем многие другие страны, прошла через кризис 2020 г., а международные отношения все-таки не переходят определенной острой черты.

Поэтому я скажу так: не стоит впадать в уныние, но и не надо строить радужные надежды на быстрый экономический рост. На горизонте ближайших пары лет нас ждет стабильность, которая уже стала неизбежным элементом нашего стиля жизни. А выход на среднемировые темпы роста (выше 3%) — это задача более отдаленного будущего.

Поздравляю читателей газеты «Экономика и жизнь» с наступающим Новым годом и желаю успехов в бизнесе, творчестве и личной жизни!

Интервью провел Дмитрий Титов, «ЭЖ»