Правительство установило общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

| статьи | печать

С 18.11.2021 действует постановление Правительства РФ, которым утверждены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (постановление Правительства РФ от 03.11.2021 № 1915).

Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение требований к установлению цен и тарифов:

  • субъектами естественных монополий в сфере регулирования естественных монополий;

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения;

  • субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике;

  • юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения;

  • организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

  • региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сферах товаров (продукции) и услуг, предусмотренных перечнем продукции производственно-технического назначения;

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сферах, предусмотренных перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Профилактика рисков

При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • информирование,

  • обобщение правоприменительной практики,

  • объявление предостережения,

  • консультирование,

  • профилактический визит.

Контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении предостережения.

Возражение в отношении предостережения должно содержать:

  • фамилию, имя и отчество (при наличии);

  • сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица;

  • номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;

  • сведения о предостережении и должностном лице, направившем такое предостережение;

  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением.

Должностные лица осуществляют в том числе письменное консультирование по вопросам:

а) применения обязательных требований, содержания и последствий их изменения;

б) необходимых организационных и (или) технических мероприятий, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;

в) особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора).

Требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора)

Положением о региональном государственном контроле (надзоре) может быть определено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области государственного регулирования цен (тарифов), не проводятся.

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  • наблюдения за соблюдением обязательных требований,

  • документарной проверки,

  • выездной проверки.

Контрольные (надзорные) мероприятия (наблюдение и выездная проверка) с целью фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут проводиться должностными лицами с применением фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на постоянной основе при таких условиях:

  • без взаимодействия с контролируемыми лицами;

  • посредством сбора, анализа данных об объектах регионального государственного контроля (надзора): данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, и других данных.

В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • получение письменных объяснений,

  • истребование документов.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Исключение — выездная проверка, основанием для проведения которой является п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.

В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза.

Досудебный порядок подачи жалобы

Руководителем контрольного (надзорного) органа (заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа) выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их исполнения.

Действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения, принятые таким органом в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.