Представители ФНС России, ТПП РФ, бизнес-сообщества обсудили налоговые способы поддержки бизнеса

| статьи | печать

Налоговые меры должны стать одним из инструментов поддержки российских предпринимателей. К такому выводу пришли участники XVII Всероссийского налогового форума ТПП РФ «Налоговые рецепты здоровой экономики».

Предложения ТПП РФ

На пленарном заседании форума выступил с докладом президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин. Он рассказал о некоторых изменениях, внесенных в НК РФ, часть из которых вступила в силу в этом году. В частности, расширен перечень расходов, уменьшающих налоговую базу для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Речь идет о расходах на обеспечение мер по технике безопасности, на приобретение медицинского оборудования для диагностики, лечения от новой коронавирусной инфекции и др. Также услуги общепита освобождены от уплаты НДС, если сумма дохода за предыдущий период не превышает 2 млрд руб. Изменения затронули и налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения. Им предоставлено право уменьшать сумму налога на страховые взносы. Президент ТПП РФ отметил, что в ближайшей перспективе необходимо продолжить расширение ряда важных налоговых вопросов для бизнеса. Он рассмотрел несколько из них. Прежде всего, речь идет о регулировании неналоговых платежей. ТПП РФ поднимала этот вопрос еще в 2015 г. В свое время Минэкономразвития с ТПП РФ и предпринимательскими кругами подготовили законопроект о регулировании неналоговых платежей. Этот закон мог бы регулировать неналоговые платежи. Минфин России предложил часть фискалитетов включить в НК РФ. Однако ТПП РФ эту идею не поддержала и не поддерживает, считая, что вопрос надо решать не по отдельным платежам, а комплексно. Сейчас остро встает вопрос, связанный с применением экологических платежей. Например, планируется ввести плату за так называемый «углеродный след». По словам Сергея Катырина, есть опасения, что с введением этого платежа покупательская способность сократится и в конечном итоге этот механизм может проиграть.

В части налогообложения малого бизнеса ТПП РФ поддерживает планируемый к введению новый налоговый режим «УСН-онлайн». Он будет действовать для микропредприятий с численностью до пяти работников и годовой выручкой до 60 млн руб. По таким компаниям налоговые органы будут брать на себя администрирование налогов. Сергей Катырин полагает, что новый налоговый режим получит большую популярность, но бизнес интересует, не планирует ли ФНС расширить масштаб применения нового режима, например увеличить пороги и предоставить возможность применения «УСН-онлайн» для компаний с большей численностью и с большим объемом выручки.

В части совершенствования налогового администрирования ТПП РФ полагает необходимым урегулировать деятельность так называемых налоговых комиссий. Сегодня предпроверочный анализ получает все большее распространение. С одной стороны, большинство рекомендаций налоговых органов можно урегулировать вне рамок налоговой проверки и тем самым обезопасить себя. Но, с другой стороны, в рамках такого взаимодействия с налоговыми органами, по мнению бизнеса, нет четких правил. А это, считают предприниматели, ставит налогоплательщиков в неравные условия с инспекторами.

Еще один важный вопрос затронул президент ТПП РФ. Он касается уплаты налога на имущество организаций. Предприниматели повсеместно обращают внимание на то, что налог на имущество организаций увеличился в связи с изменением его расчета исходя из кадастровой стоимости имущества. ТПП РФ провела масштабный опрос бизнеса в 2021 г. Он показал, что проблема усугубляется, приводя к росту налоговой нагрузки в десятки раз. Это может иметь серьезные негативные социальные и экономические пос­ледствия.

Предложения ФНС России

На пленарном заседании форума выступил заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. Он прокомментировал некоторые вопросы, затронутые в выступлении Сергея Катырина. Он также рассказал о новом налоговом режиме «УСН-онлайн». Сейчас Минфин совместно с ФНС, с Минэкономразвития и Минтрудом разрабатывает параметры нового специального налогового режима, который позволил бы мелким предпринимателям (не самозанятым) развиваться, при этом быть легальными, соблюдать налоговое и другое законодательство. ФНС считает, что предлагаемый налоговый режим будет исключительно добровольным, позволит сделать очередной шаг для развития мелких предпринимателей с небольшим количеством наемных сотрудников. При этом в перспективе могут быть увеличены пороги и предоставлены возможности применения «УСН-онлайн» для организаций большей численности и с большим объемом выручки. Также при применении этого спецрежима значительно будет сокращена отчетность. Не будет отчетности в налоговые органы, в ПФР, в ФСС. При добровольном переходе на данный налоговый режим будет отсутствовать завязка на зарплатные налоги. И это, по мнению ФНС, должно способствовать легализации занятости населения, зарплаты. А за этим стоит и легализация доходов, выручки. Соответственно, тот предприниматель, который применяет данный налоговый режим, может абсолютно легально расти, развиваться и набирать обороты своей деятельности. ФНС надеется, что новый специальный налоговый режим будет поддержан общественными объединениями и самими предпринимателями. Налоговые органы предполагают, что предприниматели выберут его ровно так же, как выбор был сделан в пользу налога на профессиональный доход. Дмитрий Сатин отметил, что количество зарегистрированных самозанятых граждан превысило 3 млн человек.

Представитель ФНС также затронул вопросы применения бизнесом так называемых договорных конструкций, а также включения в договоры с контрагентами особых условий — налоговых оговорок. Именно так с начала 2021 г. налоговые органы рекомендуют поступать с целью снижения налоговых рисков в деятельности. Всем известно, что основным программным продуктом налоговых органов является АСК НДС-2. Система позволяет автоматически выявлять все попытки уклонения от уплаты НДС, выстраивать цепочки и т.д. Это продвижение вперед и возможность управления данными, которыми обладают налоговые органы. Эти данные делают среду бизнеса прозрачной. Но в то же самое время возникают и определенные сложности у добросовестных компаний, которые попадают в цепочки с недобросовестными контрагентами. ФНС поддерживает те компании, которые внедряют инструмент «налоговые оговорки» в гражданско-правовых отношениях. Если заказчик, применяя такой инструмент, практически полностью снижает свои налоговые риски, то нужно сделать так, чтобы исполнитель по договору, который также является добросовестным, был защищен, применяя эти налоговые оговорки.