Товары массового спроса максимально подорожали с 2019 г.

| статьи | печать

Речь о сентябрьской динамике. Интересно, что эксперты среди товаров, прежде всего обеспечивших названный локальный рекорд, первыми называют овощи и фрукты. И это в сентябре…

Напомним, что рассчитываемый исследовательским холдингом «Ромир» статистический индекс-дефлятор отражает реальные изменения общего уровня цен на товары широкого потребления (FMCG). Расчеты производятся на основе данных о совершенных покупках, которые поступают от скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Каждый чек анализируется системой, и дефлятор демонстрирует инфляцию цен на товары FMCG в онлайн-режиме. При этом группа товаров для расчета и актуализации индекса выбирается из наиболее популярных у покупателей продуктов, после чего составляется динамичная и актуальная корзина, учитывающая сезональность различных товаров.

Так вот, расчеты «Ромира» показали, что в сентябре 2021 г. инфляция FMCG резко ускорилась. Индекс дефлятора составил 126%, и это, по данным экспертов холдинга, является самым высоким значением с 2019 г. (базой для расчета индекса является январь 2019 г.). В годовом выражении рост цен составляет около 7%, что ниже значения Росстата по инфляции потребительских товаров в целом (8,7% в сентябре). По сравнению с августом этого года цены на товары FMCG выросли на 1,68% (0,8% согласно официальной статистике по всем товарам).

«Основные категории — контрибьюторы роста в этом месяце — овощи, особенно свежие огурцы и томаты, фрукты, а также несколько категорий товаров первой необходимости, таких как подсолнечное масло. Рост цен на овощи и фрукты объясняется сезонностью, в остальных случаях факторами подорожания могут выступать как курс доллара для импортных товаров, так и годовое повышение цен, отмена промо-акций», — поясняет исполнительный директор холдинга «Ромир» Инна Караева.

Действительно, по данным Росстата, плодоовощная продукция за сентябрь подорожала на 1,8%, но фактор сезонности (то есть ежегодной повторяемости, цикличности) в данном случае сомнителен — обычно в сентябре плоды и овощи еще продолжают борьбу с инфляцией. Например, в прошлом году они подешевели в начале осени на 6,2%. В частности, морковь тогда подешевела на 16,2%, картофель — на 14,1%, яблоки — на 13,7%, капуста белокочанная — на 11,7%, виноград —на 10,6%, лук — на 10,4%, свекла — на 6,2%. Причем снизились цены тогда не только на овощи и фрукты, но и на ряд других продовольственных товаров — пшено, мясо кур и другие.

Тут уж больше сказался внешний, «импортированный», разогрев.