1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

Деловой настрой в сфере услуг снова поник

| статьи | печать | 24

Это показал анализ данных за III квартал опроса Росстатом руководителей около 5,8 тыс. организаций отрасли, проведенный Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

В своем информационно-аналитическом материале ученые ЦКИ констатируют, что основной композитный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — снизился в III квартале 2021 г. относительно предыдущего квартала на 6 п.п. и вновь перешел в зону отрицательных значений, вернувшись к параметрам I квартала и составив –5%.

Негативную динамику разной интенсивности продемонстрировали все компоненты ИПУ. Наиболее заметно снизились балансы оценок фактического изменения спроса на оказываемые услуги и экономической ситуации — на 9 и 5 п.п. соответственно. Но прогнозный компонент ИПУ — баланс ожидаемого изменения спроса в следующем квартале — сократился всего на 1 п.п. и сохранил положительное значение (+7%).

Ухудшились деловые настроения предпринимателей практически во всех обследуемых видах услуг. Исключение составил только сегмент туристических услуг, где ИПУ прибавил 3 п.п.; однако аналитики ­ЦКИ отмечают, что даже после небольшого роста индикатор показал одно из самых низких значений среди всех видов услуг (–8%).

Благоприятный деловой климат с положительными, хотя и весьма невысокими значениями ИПУ сложился в сегментах технического обслуживания и ремонта автотранспорта, а также страховых услуг.

В III квартале 2021 г. балансы оценок таких основных показателей, формирующих деловой климат в отрасли, как спрос на услуги, прибыль и экономическое положение организаций, снизились на 5—9 п.п., до значений в диапазоне от –9 до –11%.

Расширение спроса на оказываемые услуги отметили 15% респондентов, 61% сообщили об отсутствии изменений и 24% — о его сокращении.

Увеличение объема оказанных услуг констатировали 17% предпринимателей, а снижение показателя — 25%.

О росте численности работников сообщили 7% респондентов, а о сокращении штатов — 12%.

Увеличение объема полученной прибыли выявлено в 14% организаций, снижение показателя — в 26%.

Рост цен на предоставляемые услуги отметили 8% респондентов, их снижение — 9%.

Общая экономическая ситуация улучшилась в 10% организаций, ухудшилась — в 15%.

Авторы анализа отмечают сохранение высокого уровня неопределенности — 55% респондентов считали «неопределенность экономической ситуации» главной проблемой функционирования бизнеса (кварталом ранее — 54%).

Однако в целом предприниматели сферы услуг дают оптимистические краткосрочные прогнозы, заключают ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

День
Неделя
Месяц