Перспективы и вызовы развития налоговой системы в условиях меняющегося мира

| статьи | печать

Минфин 8 сентября 2021 г. провел V юбилейный Московский финансово-экономический форум, который по традиции был приурочен к празднику День финансиста. В ходе открытого диалога на площадке форума участники обсудили вопросы, связанные с применением новых механизмов стимулирования инвестиционной активности, новых процессов формирования казначейской системы, финансированием региональной инфраструктуры, бесперебойной и качественной работой системы государственных закупок и другие. Не остались без внимания проблемы регулирования и администрирования налоговой системы как в России, так и на международном уровне. Сотрудники редакции газеты «Экономика и жизнь» тоже приняли участие в этом мероприятии.

Экономика России смогла восстановиться до показателей, предшествующих пандемии, но кризис еще не окончен. Всем нужно быть готовыми к возможной новой неопределенности. Такое мнение высказали спикеры пленарной сессии форума. Открыл сессию Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что в прошлом году Россия стала «одним из лидеров „большой двадцатки“ по росту расходов на поддержку экономики и людей, что позволило смягчить влияние пандемии». Михаил Мишустин обозначил, что экономика России восстановилась уже в июне, объем валового внутреннего продукта достиг допандемийного уровня. «По предварительной оценке Росстата, в первом полугодии ВВП вырос на 4,8% — этот темп существенно превышает уровень, который мы год назад закладывали в общенациональный план, и уверенно превышает допандемические значения», — отметил он. Михаил Мишустин обратил внимание, что правительством принято решение о продлении моратория на плановые проверки представителей малого предпринимательства на следующий год. Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого предпринимательства.

Министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что «необходимо контролировать рост цен для граждан, чтобы инфляция не выбивалась за пределы, которые мы для себя определили, поэтому здесь применяются ограничительные меры — экспортные пошлины, демпфер». Он обратил внимание, что дополнительные доходы от повышения экспортных цен должны быть направлены на поддержку граждан. «Задача правительства заключается в том, чтобы организовать контрольные механизмы и создать инструменты, которые бы обеспечили те темпы инфляции, не влияющие на доходы населения, не сокращали их», — продолжил он.

Международная реформа налогообложения на основе PILLAR 1 И PILLAR 2

Присоединение России к глобальному налогообложению принесет в бюджет десятки миллиардов в год. Об этом на сессии форума «Новые векторы развития налогового регулирования в современном мире» рассказал статс-секретарь — заместитель министра финансов Алексей Сазанов.

Директор Центра по налоговой политике и администрированию ОЭСР Паскаль Сент-Аман в своем выступлении отметил, что Россия является частью организации инициатив в сфере налогового законодательства: «Мы активно обмениваемся информацией и используем механизмы глобальной транспарентности». Он рассказал о реформировании глобальной модели налогообложения транснациональных компаний — ее частью станут проекты Pillar 1 и Pillar 2. В сегодняшних условиях нужны новые международные правила налогообложения. Иначе получается так, что организации размещают свою прибыль в налоговых гаванях, а юрисдикции теряют налоговые поступления. В результате цифровизации на рынок вышли новые крупные игроки — поисковые системы, социальные сети, поставщики цифровых услуг. С их помощью можно зарабатывать в любой стране мира, физически в ней не присутствуя, а значит, и доход не попадает под нало­го­обложение государства, где услуги потребляются. Так, 3,5 тыс. существующих межстрановых соглашений об избежании двойного налогообложения потеряли актуальность и не регулируют такие ситуации — их необходимо пересматривать. Нужно дать странам возможность собирать налоги с тех компаний, которые не зарегистрированы на их территории, а прибыль от продажи своих услуг они получают. Таким образом, уплата налога должна производиться там, где есть клиент. Это ведет к пересмотру не только вышеуказанных соглашений, но и международного налогового администрирования в целом.

«В институтах нам объясняли, что налогообложение — это элемент суверенитета страны… А теперь мы говорим, что правила налогообложения, по сути, создаются на наднациональном уровне. Представление о суверенитете в части налогов сильно меняется», — отметил руководитель ФНС России Даниил Егоров. Предложение ОЭСР по разработке Pillar 2 — это создание новой международной налоговой нейтральности. Как разъяснил глава ФНС, с точки зрения налоговых администраций нейтральность — там, где нет права выбора, где не возникает вопрос, как бы попасть в ситуацию другого статуса, базы, объекта или ставки. Она также направлена на облегчение работы налоговых органов. Однако актуален и второй вопрос — на каком уровне будет создаваться эта нейтральность. Так как проект создается в мировом масштабе, у участников нет возможности экспериментировать, попробовать, что из этого выйдет. Поэтому необходимо просчитать все риски, которые могут последовать. «Великие философы Франции нас учили разделению властей, чтобы балансировать: кто-то придумывает право, кто-то его исполняет, а кто-то на основании принципов, предложенных обществом и правом, следит, чтобы так оно и было. Удастся ли нам в случае системы международного налогообложения создать такое разделение? Пока мы видим, что у нас, по сути, концентрация в точке принятия решений. Как будет сбалансировано право, в том числе и для того, чтобы определять интересы всех стейкхолдеров в этой игре, — это очень серьезный вопрос. В итоге в основу налогов ляжет наше современное понятие справедливости», — подчеркнул Даниил Егоров.

Он также обратил внимание на то, что сейчас происходит самое важное — рождение принципов, с которыми потом согласуются технологии администрирования.

В свою очередь, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин обратил внимание на необходимость учета интересов бизнеса при любых налоговых изменениях.

«Бизнес действительно не хочет, чтобы налоговое бремя увеличивалось, поэтому при налоговых новациях необходимо находить оптимальные варианты, которые сохраняют стимулирующую функцию налогов, и при этом бюджет не страдает. Важно, чтобы национальное налоговое регулирование не накладывалось на международное, что может привести к двойному налогообложению», — сказал президент РСПП.

Участники сессии также обсудили трансграничный углеродный налог, идея которого продвигается странами Евросоюза. В ходе выступления Алексей Сазанов отметил, что бизнесу необходима помощь государства в адаптации к предлагаемым новациям. «Мы должны помогать нашему бизнесу адаптироваться. Здесь есть разные инструменты: регуляторные, бюджетные, налоговые», — сказал он. При этом он подчеркнул, что не видит смысла в субсидировании российских экспортеров для полного покрытия углеродного налога ЕС. «Если говорить о помощи нашим экспортерам, конечно, это бессмысленно, если правительство просто стало бы субсидировать платеж, который они платят Европе. Тогда бы цель сокращения углеродного следа не была достигнута», — сказал он.

Также Алексей Сазанов подчеркнул, что для достижения целей Парижского соглашения необходимо в первую очередь опираться на конкурентные преимущества России. «Может быть, нам стоит торговать не сертификатами выбросов, а сертификатами посадки лесов и разведения водорослей, которые будут поглощать парниковые газы. У нас большая территория, и это наше конкурентное преимущество. Достижение целей Парижского соглашения должно базироваться на использовании конкурентных преимуществ нашей страны», — заявил замминистра финансов.

Новые подходы в налоговом администрировании

В рамках Московского финансового форума прошла сессия «Налоговое администрирование. Модели будущего». В ней приняли участие руководитель ФНС Даниил Егоров, заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач, заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Ольга Чепурина, партнер компании «Ernst & Young» Петр Медведев и другие. Участники сессии обсудили следующие вопросы. Как государство и бизнес представляют свои взаимоотношения в условиях сегодняшних реалий? Что они хотят получить в результате таких взаимоотношений? Какие возникают претензии друг к другу? В каком направлении следует развиваться, чтобы улучшить взаимодействие?

Государство все больше уделяет внимания потребностям общества и стремится найти оптимальные пути во взаимодействии граждан и бизнеса с государством. Некогда сложные и запутанные процессы предоставления государственных услуг сегодня становятся понятными и простыми сервисами, которые оперативно предоставляются в электронном виде. Тем не менее все еще остаются пробелы, над которыми следует продолжать работать.

«Отношения в сфере налогов — это не просто отношения налогоплательщика и налогового органа. Все гораздо шире, сложнее и глубже. Это требует более серьезного просчета на многие годы вперед», — отметил руководитель ФНС России Даниил Егоров. ФНС выполняет две функции: налоговое администрирование и предоставление услуг. Для их совершенствования необходимо сравнение в том числе с развитием контроля в сфере аудита.

ФНС России делает все, чтобы упростить уплату налогов, минимизирует число форм отчетности, а налогоплательщик все равно недоволен. Способы урегулирования этой ситуации предложила старший партнер Адвокатского бюро «Александр Макаров и Александр Тобак» Ольга Ануфриева. Она обратила внимание, что немало вопросов возникает в области налогового контроля. Число проверок сократилось в 10 раз, однако увеличилось количество запросов налоговых органов в рамках предпроверочного контроля. Эта область недостаточно регламентирована в НК РФ, поэтому вызывает затруднения у налогоплательщиков. Данную процедуру следует продумать и уточнить.

В основу государственной реформы контрольной деятельности легла система досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России: на рассмотрение жалоб дается 20 дней, взаимодействие между клиентом и ведомством осуществляется в электронной форме, а этапы рассмотрения документа можно отследить онлайн. Об этом рассказала заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Ольга Чепурина. Пилотный проект продолжался более полугода. Сначала в него вошли три ведомства, позднее присоединились еще 19. После того как бизнес и госорганы подтвердили комфортность системы, она была внедрена досрочно с 1 июля 2021 г. для 59 видов контроля. С 1 января 2022 г. проект распространится на региональные виды контроля, а с 1 января 2023 г. станет обязательным для всех его видов. «Мы в первый раз увидели, на что жалуются, кто жалуется, где жалуются. Уже на этапе пилотного внедрения увидели очаги жалоб, и как их рассматривают контролеры. Мы еще только учимся работать с этой информацией, но уже средний срок рассмотрения жалобы сократился до 17 дней, раньше был шесть месяцев», — подчеркнула Ольга Чепурина.

В ходе дискуссии эксперты коснулись вопроса предоставления адресной поддержки. Так, по мнению заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, адресная помощь тем, кто в ней нуждается, фактически сокращает бедность на 10%, а накопительным эффектом на горизонте 2030 г. может дать до 0,5% ВВП страны.

Дмитрий Вольвач подчеркнул, что ФНС России достигла больших успехов в цифровизации. Он рассказал, что в мире нет других примеров, кроме нашей страны, чтобы налоговая служба стала инициатором создания новых налоговых режимов. В России такими примерами являются система налогового мониторинга и новый режим для самозанятых. Оба были созданы с учетом клиентского опыта с помощью современных технических решений. «В последние пять лет мы научились заботиться как о внутреннем, так и о внешнем клиенте. Раньше мы таких слов не знали — не было такой философии. Я надеюсь, что в дальнейшем это должно стать обязательным стандартом для государственного управления в целом в России: цифровизация, изучение клиентского пути и запросов, новая философия отношения к тому, что мы делаем, принимая управленческие решения», — заявил он.