Импорт может на четверть превысить уровень прошлого года

| статьи | печать

Динамика стоимости импорта из стран дальнего зарубежья в июле замедлилась до 31%, что ниже майского показателя 50%. Исчерпание восстановительного роста внутреннего спроса ограничивает потенциал дальнейшего увеличения объемов импорта. Тем не менее его стоимость по итогам 2021 г., по оценке ВШЭ, может составить около 300 млрд долл., что на 25% выше прошлогодних значений.

В июле текущего года стоимость импорта товаров из стран дальнего зарубежья, по данным ФТС, превысила 22 млрд долл., увеличившись на 31% (год к году). В мае рост достигал почти 50% из-за низкой базы периода локдаунов.

Основной вклад в прирост импорта по-прежнему вносит продукция машиностроения — почти 19 п.п. Он распределен в основном между тремя товарными группами примерно в равной степени: ввозом механического оборудования (5 п.п.), наземного транспорта (5 п.п.), а также летательных аппаратов. Причем импорт летательных аппаратов стал активно расти с начала года и достиг рекордного показателя 1,6 млрд долл.

Кроме того, существенный положительный вклад внесла химия (7 п.п.), главным образом за счет импорта фармацевтической продукции после отрицательной динамики лекарственных средств в предыдущем месяце. Вклад продовольствия и продукции легкой промышленности оказался незначительным — менее 2 и 1 п.п. соответственно.

Рост стоимости импорта продукции машиностроения в середине лета замедлился до 36% (год к году) по сравнению с 41% в июне. По-прежнему сказывается эффект низкой базы прошлого года в условиях жесткого карантина и постепенного выхода из него. С устраненной сезонностью импорт продукции машиностроения вырос почти на 3% (месяц к месяцу) после спада на 10% в июне.

В июле продолжился рост стоимости импортируемых инструментов и оптики, но при этом продолжилось снижение объемов ввоза механического оборудования, наземного транспорта и электрооборудования.

Стоимость импорта наземного транспорта с устраненной сезонностью снизилась более чем на 2% после спада на 7% за предыдущий месяц. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле составили чуть менее 133 тыс., что на 13% ниже, чем в предыдущем месяце. Спад продаж ускоряется третий месяц подряд. Возросшие цены на автомобили и отмена программы льготного автокредитования могут привести к охлаждению спроса в краткосрочной перспективе.

«Размер стоимости всего импорта в методологии платежного баланса с учетом стран СНГ в июле 2021 г. оценивается на уровне 25,7 млрд долл., — комментирует ситуацию эксперт Центра развития „Вышки“ Сергей Пухов. — С устраненной сезонностью импорт практически не изменился после спада на 3% в июне. Отложенный в условиях карантина прошлого года спрос на импорт, похоже, исчерпан».

Рост инфляции тормозит динамику реальных доходов населения. В июне 2021 г. стал снижаться розничный товарооборот после четырехмесячного бума в начале года. Повышение процентных ставок должно замедлить выдачу потребительских кредитов. По всей видимости, восстановление потребительского спроса, после падения в период локдауна прошлого года из-за пандемии, закончилось.

Июльские данные PMI, согласно оценке IHS Markit, свидетельствуют о более резком ухудшении деловой конъюнктуры в производственном секторе России. Во многом это было связано со слабым клиентским спросом и падением новых продаж. В сфере услуг рост деловой активности «на макушке лета» замедлился, поскольку потребительский спрос снизился на фоне вновь введенных ковидных ограничений.

«Исчерпание восстановительного роста внутреннего спроса ограничивает потенциал дальнейшего увеличения стоимостных объемов импорта, — отмечает г-н Пухов. — Однако при сохранении темпов роста импорта на уровне последних трех месяцев его стоимость по итогам 2021 г. может составить около 300 млрд долл., что на четверть выше прошлогодних значений».