Нулевая уточненка по НДС от неизвестного лица: суд встал на сторону налогоплательщика

| статьи | печать

Представление нулевых уточненных деклараций неизвестными лицами, выдающими себя за уполномоченных лиц компании, к сожалению, не редкость. При обнаружении факта мошенничества налоговые органы зачастую отказываются аннулировать данные такой отчетности, и компании вынуждены обращаться в суд. Одно из таких дел рассмотрел АС Северо-Западного округа (постановление от 13.07.2021 по делу № А56-14368/2020).

Суть дела

Обществом за I—IV кварталы 2018 г., I—II кварталы 2019 г. представлялись декларации по НДС. По данным декларациям НДС был исчислен к уплате.

В октябре 2019 г. в инспекцию в электронном виде неуполномоченным лицом (иным юридическим лицом с представлением ложной доверенности) от имени общества были представлены уточненные декларации по НДС за указанные периоды с нулевыми показателями.

Нулевые декларации были приняты инспекцией, соответствующие сведения внесены в систему учета.

В декабре 2019 г. общество обнаружило факт подачи неуполномоченным лицом нулевых деклараций, обратилось в инспекцию с заявлением, потребовав аннулировать нулевые декларации (признать их неподанными).

Инспекция направила обществу ответ с отказом аннулировать уточненные нулевые декларации, утверждая, что на это отсутствуют законные основания. Повторные обращения общества в декабре 2019 г. — январе 2020 г. в инспекцию и вышестоящий налоговый орган не привели к разрешению спора.

Тогда общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. В обоснование его представления общество указало, что:

  • не подавало уточненных нулевых налоговых деклараций и не передавало полномочий на их представление в налоговый орган третьим лицам;

  • декларации не подписаны ЭЦП руководителя налогоплательщика;

  • налоговый орган не имел права принимать данные налоговые декларации и учитывать содержащиеся в них сведения.

Решение судов

Суды трех инстанций, установив факт подачи деклараций неуполномоченным лицом, пришли к выводу о нарушении прав общества и обоснованности его требований в части признания спорных деклараций неподанными. Основания следующие.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В данном случае судами установлено, что уточненные нулевые декларации были поданы неуполномоченным лицом и содержат недостоверные сведения. Внесение инспекцией сведений из данных деклараций в соответствующие системы учета и отказ признать данные декларации неподанными нарушает права и законные интересы общества.

Принимая во внимание особенности правового регулирования НДС, стадийность взимания данного налога, учет инспекцией недостоверных сведений нулевых деклараций, поданных неуполномоченным лицом, приводит как к нарушению прав самого общества, так и к возможному нарушению прав и законных интересов его контрагентов.

При этом в материалы дела обществом представлены сведения о претензиях контрагентов по соответствующим сделкам, получивших запросы и требования налоговых органов в связи с «обнулением» налоговой отчетности общества по НДС.

Исходя из этого, суды отклонили доводы налоговиков об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества и о том, что действующее налоговое законодательство и используемое программное обеспечение не позволяют признать декларации неподанными.

При разрешении спора суды исходили из того, что недостоверные сведения деклараций, поданных неуполномоченным лицом, не должны содержаться в системе учета инспекции.

Как уберечься от мошенников

Исключить риск представления декларации мошенниками, выдающими себя за уполномоченных лиц компании, можно, подав в налоговый орган уведомление о запрете (отмене запрета) приема налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных уполномоченными лицами. Форма и формат такого уведомления разработаны ФНС России и доведены для сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9014@.

Согласно письму уведомление заполняется в электронной форме. Законный представитель организации подписывает уведомление усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в налоговый орган по месту регистрации организации по телекоммуникационным каналам через оператора электронного документооборота. Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 26, 2021.