Накладные расходы страховщиков на судебные споры по ОСАГО снизились почти вдвое

| статьи | печать

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сумма накладных расходов последних на судебные споры по ОСАГО (штрафы, пени, неустойки, расходы на экспертизы и т.п.) в I квартале 2021 г. составила 1,18 млрд руб., что в 1,9 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2,28 млрд руб).

Президент РСА Игорь Юргенс также отмечает, что аналогичным образом снизились и штрафы по закону о защите прав потребителей — в I квартале 2021 г. они составили 0,82 млрд руб. (годом ранее — 1,68 млрд руб.), а также прочие судебные расходы — 0,36 млрд руб. (в I квартале 2020 г. — 0,6 млрд руб.).

Количество судебных решений по ОСАГО в I квартале 2021 г. также снизилось почти в два раза — с 29 тыс. до 15 тыс. штук. Более чем в два раза — с 1,73 млрд до 0,79 млрд руб. — снизилась сумма оплаченных страховщиками страховых возмещений, выплаченных по суду.

Ранее РСА неоднократно сообщал, что зачастую в структуре накладных расходов значительную долю занимали случаи злоупотребления правом со стороны недобросовестных посредников, которые благодаря практикам проведения экспертиз у аффилированных с ними лиц существенно завышали суммы ущерба. До автомобилистов эти «накрутки» в судах не доходили, а иногда и вовсе приходили лишь налоговые претензии на полученный сторонним лицом доход.

Глава РСА поясняет, что резкое снижение расходов на выплаты по судебным решениям стало результатом работы, направленной на борьбу с подобными недобросовестными практиками. Значительную роль в этом сыграл институт финансового омбудсмена.

И. Юргенс также считает, что снижению количества судебных споров по обязательной «автогражданке» будет способствовать опубликованная на днях Банком России обновленная «Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», поскольку позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев.

В частности, согласно обновленной методике, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода.

Ранее предусматривалось формирование справочников по 13 экономическим регионам, при этом РСА, в строгом соответствии с Единой методикой, проводил исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах Федерации. Теперь средние стоимости запасных частей и нормочаса ремонтных работ будут формироваться в каждом ее субъекте.

Также методика регламентирует проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников.

Кроме того, она уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам (агрегатам), уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей, вводит необходимость идентификации транспортного средства, предоставленного на осмотр. Очень важно, считает президент РСА, что фотографии поврежденного автомобиля, выполненные при его осмотре, теперь должны быть представлены и в цифровом виде, поэтому больше не будет споров из-за плохо различимых «копий с копии», которые сегодня иногда приходится использовать при рассмотрении жалоб и претензий.