Как подтвердить затраты на перевозку

| статьи | печать

Можно ли учесть затраты на перевозку в расходах по налогу на прибыль, если транспортная накладная заполнена не полностью или вообще отсутствует? Разъяснения на этот счет ФНС России дала в письме от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@.

Транспортная накладная есть, но заполнена не полностью

Чтобы понесенные затраты можно было учесть в расходах по налогу на прибыль, они должны быть подтверждены документально (п. 1 ст. 252 НК РФ). Для затрат на перевозку таким документом является транспортная накладная (письма Минфина России от 28.08.2018 № 03‑03‑06/1/61110, от 21.12.2017 № 03‑03‑06/1/85703), поскольку она удостоверяет заключение договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

С 1 января 2021 г. применяется форма транспортной накладной, приведенная в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. В ней есть раздел 16, где отражается стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы. Этот раздел имеет отметку «(при необходимости)». Из разъяснений, данных Минтрансом России в письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС, следует, что разделы транспортной накладной с такой отметкой заполнять не обязательно. Возникает вопрос: может ли транспортная накладная, в которой раздел 16 не заполнен, подтверждать затраты организации на перевозку?

Документальным подтвер­ждением расходов в налоговом учете являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Чтобы транспортная накладная могла рассматриваться как первичный документ, в ней должны быть обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете). Такие реквизиты содержатся в разделе 16 транспортной накладной. В связи с этим специалисты ФНС России разъяснили, что транспортная накладная является первичным документом, подтверждающим затраты на перевозку, только при правильном заполнении раздела 16. Если же этот раздел не заполнен, должен быть оформлен первичный учетный документ, отвечающий требованиям ст. 9 Закона о бухучете.

Из сказанного налоговиками следует, что к транспортной накладной с пустым разделом 16 нужно составить первичный документ (например, акт оказанных услуг) с данными, которые отражаются в этом разделе (стоимость услуги перевозки, данные плательщика (грузоотправителя) и перевозчика, а также их подписи).

Транспортная накладная отсутствует

Понесенные затраты можно учесть на основании не только документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ, но и иных документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Пунктом 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» установлено требование приоритета содержания перед формой. В связи с этим налоговики указали, что отсутствие транспортной накладной само по себе не может быть основанием для отказа в признании расходов на перевозку.

Специалисты ФНС России также сослались на п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». В нем разъяснено, что отсутствие, неправильность оформления или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

Отметим, что такими доказательствами суды признают, например, договоры-заявки на перевозку груза автомобильным транспортом, акты выполненных работ, счет на оплату (постановление АС Уральского округа от 13.04.2021 по делу № А71-1415/2020).