Ошибка в регистрационном номере компании в форме СЗВ-М как повод для штрафа

| статьи | печать

Можно ли оштрафовать компанию за то, что она не внесла свой регистрационный номер в СЗВ-М по требованию Пенсионного фонда? С этим вопросом разбирался АС Уральского округа (постановление от 02.03.2021 по делу № А71-7616/2020).

Суть дела

Компания в установленный срок представляла формы СЗВ-М за январь — май 2018 г. Обнаружив, что в этих формах нет сведений об одном сотруднике, она подала в январе 2019 г. дополняющие формы СЗВ-М за январь — май 2018 г.

При приемке дополняющих форм управление ПФР установило, что в них не указан регистрационный номер компании. Посчитав допущенную ошибку грубой, управление направило компании уведомление об устранении ошибки.

Поскольку представленные дополнительные формы считались непринятыми и компания допущенную ошибку не устранила, она была привлечена к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ). Согласно этой норме за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Так как дополняющих форм было пять, штраф составил 2500 руб.

В связи с тем, что компания добровольно штраф не уплатила, управление обратилось за его взысканием в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали управлению в удовлетворении его требований. При этом они исходили из следующего.

При обнаружении ошибок в представленных сведениях ПФР вручает страхователю уведомление об их устранении в течение пяти рабочих дней. Если страхователь представит уточненные сведения в этот срок, финансовые санкции к нему не применяются. Такой порядок установлен как действовавшей в проверяемый период Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, так и применяемой в настоящее время аналогичной инструкцией, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н.

В Определении от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 Верховный суд РФ указал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Таким образом, привлекая компанию к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, управление должно было не только констатировать факт неполноты представленных сведений, но и определить все элементы состава данного правонарушения.

Суды разъяснили, что в рассматриваемой ситуации в действиях компании отсутствует состав вменяемого ей правонарушения. Она своевременно представила исходные формы СЗВ-М за январь — май 2018 г. Статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователю дано право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Руководствуясь этой нормой, компания по собственной инициативе направила дополняющие сведения за вышеуказанные периоды на одно застрахованное лицо. Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлено, что органы ПФР в необходимых случаях по результатам проверки достоверности представленных страхователями сведений могут производить корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. Управление не представило доказательств, что из-за отсутствия в дополняющих формах регистрационного номера страхователя оно не могло идентифицировать компанию и самостоятельно уточнить (скорректировать) представленные сведения на основании ст. 16 Закона № 27-ФЗ. Суды отметили, что само по себе неисполнение страхователем требования управления об устранении ошибок в представленной отчетности не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ.