Принудительный выкуп акций предложено контролировать судам

| статьи | печать

Институт принудительного выкупа ценных бумаг публичного общества мажоритарным акционером («вытеснение», squeeze-out), введенный в российское регулирование в 2006 г., сегодня оказался чрезвычайно востребованным — публичные компании стремятся к концентрации собственности и отказу от публичного статуса. Причины таких настроений понятны: концентрация контроля в одних руках позволяет оперативно принимать управленческие решения, сокращать издержки, связанные с проведением корпоративных мероприятий, и т.д. ЦБ РФ предложил усовершенствовать этот правовой механизм.

Практика применения процедуры вытеснения миноритариев, предусмотренной главой XI.1 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах), показала несовершенство данного института в отношении миноритарных акционеров. Основной проблемой, с которой сталкиваются миноритарии, является определение справедливой цены выкупаемых ценных бумаг. Многочисленные вопросы вызывают также способы получения контроля над публичной компанией. Крупные акционеры зачастую искусственно создают условия для получения ими такого права, при этом права миноритарных акционеров могут быть нарушены в ходе принудительного выкупа. Нередки ситуации, когда контроль над пуб­личным обществом достигается через косвенное или совместное распоряжение голосами, и управление такой компанией осуществляется фактически контролирующим лицом без предоставления миноритарным акционерам возможности прекратить участие в ней на справедливых условиях.

Установленные правила выкупа ценных бумаг публичных обществ не обеспечивают баланса интересов участников данных правоотношений, не в полной мере защищают права миноритарных акционеров и не исключают возможности обхода таких правил, а осуществление последующего судебного контроля за процедурой выкупа не в полной мере обеспечивает защиту прав владельцев выкупаемых ценных бумаг.

Для решения этих и других вопросов корпоративного управления Банк России предлагает в первую очередь установить, что предоставление права на принудительный выкуп ценных бумаг должно быть обусловлено долгосрочной стратегией развития компании, предусматривающей концентрацию контроля, сокращение издержек и вытеснение миноритарных акционеров, отказ от публичного статуса и раскрытия информации, прекращение листинга акций. Иными словами, право на вытеснение не должно предоставляться мажоритарному акционеру, если концентрация высокого уровня контроля осуществляется им в спекулятивных целях и носит краткосрочный характер. Подтверждением долгосрочного характера владения мажоритарным пакетом и серьезности намерений мажоритарного акционера может служить, например, его участие в двух проведенных подряд годовых общих собраниях акционеров с пакетом акций, предоставляющим более 95% голосов.

Мажоритарному акционеру, который является владельцем более 95% общего количества голосующих акций публичного общества, по решению (на основании решения) суда может быть предоставлено право на принудительное вытеснение миноритарных акционеров, независимо от того, каким способом мажоритарный акционер приобретал указанный уровень контроля. Если контроль был приобретен мажоритарным акционером не на основании публичной оферты, право на вытеснение должно предоставляться судом только при условии, что мажоритарный пакет голосующих акций сконцентрирован в одних руках, а не распределен между несколькими аффилированными между собой лицами.

Основываясь на положениях ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного суда (см., например, постановление от 24.02.2004 № 3-П), в Российской Федерации может быть установлен механизм предварительного судебного контроля за осуществлением процедуры принудительного выкупа ценных бумаг. Осуществление всестороннего судебного контроля за указанной процедурой подразумевает как оценку правильности определения цены выкупаемых ценных бумаг и наличия убытков у истца, так и исследование связанных с принудительным выкупом фактических обстоятельств, которые могут свидетельствовать о существенном нарушении требований закона или о злоупотреблении правами.

Свои предложения Центробанк сформулировал в докладе «О реформировании подходов к осуществлению принудительного выкупа ценных бумаг публичных акционерных обществ» и предложил их для общественного обсуждения. Документ доступен на сайте банка.