Законность увольнения при отказе работника от соглашения сторон

| статьи | печать

Если работник, подписавший соглашение о расторжении трудового договора, просит его аннулировать, уволить его можно, только если подписание соглашения было добровольным и работник понимал его последствия (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2020 № 88-23332/2020).

Суть дела

Работник трудился в компании на условиях неполного рабочего времени в связи с предоставлением ему отпуска по уходу за ребенком. Он заключил с работодателем соглашение о расторжении трудового договора через год.

За месяц до согласованного срока увольнения работник подал работодателю заявление о расторжении соглашения. Но работодатель в расторжении отказал. По наступлении оговоренного в соглашении срока работник был уволен.

Посчитав увольнение незаконным, работник обратился в суд.

Решение первой и апелляционной инстанций

Суд первой инстанции посчитал действия компании законными. При этом он руководствовался п. 20 постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17.03.2004. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 78 ТК РФ при достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника.

Суд первой инстанции указал, что в рассматриваемой ситуации такое взаимное согласие достигнуто не было. И поскольку волеизъявления лишь одной из сторон недостаточно для аннулирования договоренности, оснований для признания увольнения незаконным нет.

Апелляционный суд это решение поддержал.

Позиция кассации

Кассационный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Он указал, что трудовое законодательство не содержит определенных правил заключения соглашения о прекращении трудового договора. Однако из правовой природы такого соглашения следует, что каждая из сторон должна не только дать согласие на саму возможность прекращения трудового договора, но и понимать, в какой момент соглашение будет считаться окончательно оформленным и когда наступят установленные им юридические последствия.

Судам нужно было выяснить, были ли действия работника при подписании соглашения добровольными и осознанными, а также понимались ли им последствия подписания соглашения и были ли эти последствия ему разъяснены работодателем. Между тем суды этого не сделали, хотя работник ссылался на то, что на него оказывалось психологическое давление со стороны непосредственного руководителя, что у него родился второй ребенок и он бы желал реализовать свое право на отпуск по уходу за ним.

Подписывая соглашение о расторжении трудового договора, работник иных источников дохода не имел. После подписания он направил работодателю письменное обращение, в котором просил аннулировать условия соглашения, указывая на то, что он подвергался моральному давлению со стороны работодателя и у него не имелось добровольного волеизъявления на расторжение трудового договора. Судами не было учтено, что соглашение было подписано задолго до дня прекращения трудового договора и подача заявления об отказе от соглашения могла быть обусловлена отсутствием воли работника на его заключение.

В результате кассационный суд направил дело на новое рассмотрение.