«Черная пятница» ускорила падение потребительских расходов

| статьи | печать

Проведенный лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбера очередной анализ динамики потребительского спроса показал ее ухудшение на неделе с 23 по 29 ноября, что авторы исследования связывают со слабыми распродажами в «черную пятницу».

В период с 23 по 29 ноября динамика потребительских расходов не продемонстрировала улучшений, сообщают аналитики Сбера. Изменение составило –11,4% год к году после снижения на 9,0% соответственно неделей ранее.

Ускорение падения на 2,4 п.п. относительно предыдущей недели они связывают с фактором «черной пятницы». Распродажи, как и ожидали авторы анализа, прошли слабо — их вклад в снижение расходов составил около 2 п.п.

Ухудшение сфокусировано в непродовольственной рознице (–9,0% год к году после –4,8% неделей ранее). Это эксперты Сбера также преимущественно связывают со слабой «черной пятницей».

Всплеск спроса, спровоцированный распродажами, наблюдался во всех традиционных категориях, но объем дополнительных расходов был на 40% ниже, чем в 2019 г.

Прирост покупок относительно обычной пятницы ноября в категории «Бытовая техника и электроника» составил в этом году 20% против 48% годом ранее, в сегменте «Одежда, обувь и аксессуары» — 18% против 25% в 2019 г.

Индекс потребительской активности, который рассчитывается на SberIndex.ru, находится ниже 70 п. (69,1 п.), потребитель продолжает пребывать, по словам экспертов Сбера, «в спячке».

Количество активных торговых точек при этом оказалось максимальным в 2020 г. (+4,0% к уровням февраля) на фоне попыток бизнеса участвовать в распродажах.

В целом предварительная оценка авторов анализа изменения потребительских расходов на товары и услуги в ноябре составляет –9,9% в годовом измерении. Из чего эксперты Сбера ожидают, что этот месяц окажется третьим по глубине снижения в 2020 г. — хуже были только апрель (–26,2% год к году) и май (–16,8% соответственно).