1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 51

Банковские выписки контрагента не могут быть переданы налогоплательщику в составе материалов выездной проверки

Выписки о движении денежных средств по расчетным счетам контрагентов содержат информацию, относящуюся к налоговой тайне. Поэтому налоговики не могут предоставить их по запросу проверяемого налогоплательщика для подготовки им письменных возражений на акт налоговой проверки.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение Верховного суда РФ от 06.11.2020 № 304-ЭС20-16889

Истец

Общество с ограниченной ответственностью «Семкор»

Ответчик

Инспекция ФНС России по г. Тюмени № 3

Суть дела

Инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов, сборов и страховых взносов.

В целях подготовки письменных возражений на акт налоговой проверки общество направило в инспекцию письмо с ходатайством о представлении ему материалов выездной налоговой проверки, в том числе банковских выписок в отношении счетов двух его контрагентов.

Налоговый орган в предоставлении указанных выписок отказал. Обществу были представлены лишь выписки из выписок со счетов контрагентов.

Общество обжаловало отказ в вышестоящий налоговый орган, но безрезультатно. Полагая, что неполучение запрашиваемых документов сделало невозможным для него подачу возражений на акт проверки, общество обратилось в арбитражный суд.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали обществу в удовлетворении его требований. При этом они исходили из того, что:

  • информация о наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика является объектом, на который распространяется режим налоговой тайны;

  • соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности являются обязанностью налоговых органов;

  • документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, прилагаются к акту проверки в виде заверенных налоговым органом выписок.

Судами было установлено, что:

  • в акте проверки налоговым органом приведен анализ выписок банков по расчетным счетам контрагентов общества (в том числе отражены сведения о наименовании организаций, о назначении платежей, поступивших на расчетные счета контрагентов), описаны схемы обналичивания и транзита денежных средств;

  • обществу вручены выписки из выписок со счетов контрагентов, полученных от банков, заверенные инспекцией;

  • в выписках из выписок по расчетным счетам контрагентов отражены расчетные операции, описанные в схемах транзита денежных средств и непосредственно имеющие отношение к деятельности общества, а также к выводам налогового органа в рассматриваемой части;

  • обществом представлены возражения на акт, в том числе по данным выпискам из выписок по счетам контрагентов, представленным инспекцией;

  • рассмотрение акта и иных материалов проверки в присутствии представителей налогоплательщика состоялось.

Установив эти обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что налоговым органом не нарушено право на ознакомление с материалами налоговой проверки, приняты меры для обеспечения права налогоплательщика, предусмотренные п. 2 ст. 101 НК РФ, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечения возможности налогоплательщика представить письменные возражения.

Учитывая, что формируемые в полном объеме выписки о движении денежных средств по расчетным счетам контрагентов содержат информацию, относящуюся к налоговой тайне (номера банковских карт, суммы операций и т.д.), и предоставление обществу полных выписок по банковским счетам юридических лиц неизбежно повлечет нарушение законного права указанных лиц на сохранение банковской тайны, суды отказали в удовлетворении требований общества о признании незаконными действий инспекции по отказу в предоставлении ему полной выписки банка.

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались положениями ст. 32, 82, 86, 100, 102 НК РФ, ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», с учетом правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 08.11.2011 № 15726/10.

Верховный суд решение нижестоящих судов поддержал и отказал обществу в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. При этом он отметил, что налоговый орган действовал не только в пределах своих полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, но и в пределах ограничений таких полномочий, призванных обеспечить баланс, при котором удовлетворение права одного лица (в том объеме, на котором настаивало общество) не может быть совершено за счет нарушения прав (таких как сохранение банковской тайны) иных лиц.