1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 129

Заранее ставить галочку в форме на сайте при продаже товара — это недобросовестное поведение

Разъяснены вопросы о заключении договоров на сайте путем проставления галочки в специальном боксе (в форме click-wrap-соглашения).

Роспотребнадзор выпустил информацию от 05.11.2020 «Об особенностях click-wrap-соглашений». Он указал, что само по себе наличие подписи под условиями или галочки под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления, и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся следующие условия:

  • потребитель получил полную и достоверную информацию о товаре (услуге). То есть к элементам волеизъявления потребителя, в том числе к отметке о согласии под отдельными условиями (галочке), прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги, и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях приобретения;

  • в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки (галочки), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий. В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав, — это может рассматриваться как недобросовестное поведение (ст. 10 ГК РФ).

Роспотребнадзор призвал потребителей обращаться к продавцам с претензией, а в случае отказа — в территориальные органы Роспотребнадзора, если они понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг). Навязывание дополнительных услуг запрещено ст. 16 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги. Такие недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб — предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.