Некоторые резиденты смогут пользоваться иностранными электронными кошельками без отчета перед ФНС

| статьи | печать

Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в нижнюю палату законопроект об усилении контроля за иностранными электронными кошельками. Документ обязывает граждан отчитываться в ФНС о перемещении средств по их зарубежным электронным кошелькам.

В Госдуму внесен законопроект о внесении поправок в ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Как отмечают авторы инициативы, сегодня все большее число банков и иных организаций финансового сектора, расположенных за пределами Российской Федерации, предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные платежи с помощью электронных средств платежа, не используя для этого банковский счет. Речь идет в первую очередь о так называемых электронных кошельках.

В соответствии с нормами действующего валютного законодательства резиденты обязаны представлять в ФНС сведения об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за рубежом. Во времена, когда этот закон принимался, электронные кошельки еще не были популярны в той степени, как сейчас. Но со временем их стали все активнее использовать, не только в силу удобства, но и чтобы обойти требования закона. Представители законодательной ветви власти отмечают, что существующий правовой пробел способствует снижению эффективности контрольных мероприятий и повышает риски в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, а также информационной безопасности. Никаких цифр в обоснование своих доводов законодатели не приводят, что свидетельствует: мы имеем дело с чисто теоретическими рассуждениями.

Тем не менее проектом предлагается установить, что все резиденты, за редким исключением, могут открывать счета у иностранных поставщиков платежных услуг и использовать зарубежные электронные кошельки для переводов денег без открытия банковского счета для оплаты товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, займа денежных средств и для осуществления внешнеторговой деятельности. Но использовать электронные средства платежа, предоставленные иностранными поставщиками платежных услуг, для расчетов на территории России будет нельзя. Таким образом, ограничения, предусмотренные положениями ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, останутся в силе и после принятия законопроекта. Как останутся актуальными и запреты, содержащиеся в подп. 2 ч. 7 ст. 9.1 Федерального закона от 27.07.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Напомним, что последним запрещен прием на территории РФ электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг клиентам, личным законом которых считается право Российской Федерации. Законопроектом также предусмотрено, что ограничения приема в целях оплаты товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы, которые полностью отвечают требованиям к функционированию иностранных платежных систем на территории РФ, установленным законодательством о национальной платежной системе.

Законопроект предусматривает, что обязанность резидентов представлять в налоговые органы отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета наступает только по тем электронным средствам платежа, сумма операций по зачислению по которым за отчетный год превышает 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб.

Авторы проекта отмечают также, что его принятие потребует и внесения определенных поправок в КоАП РФ. Эти поправки предусмотрены в корреспондирующем законопроекте об изменении ст. 1525 КоАП РФ. Предполагается предусмотреть ответственность резидентов за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и нарушение сроков представления таких отчетов.

Законопроект «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“» зарегистрирован в электронной базе Госдумы под № 1049109-7.