Падение потребительских расходов существенно ускорилось

| статьи | печать

Очередной анализ динамики потребительского спроса, проводимый лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбера, выявил существенное ускорение снижения потребительских расходов на неделе с 5 по 11 октября.

Впериод с 5 по 11 октября падение потребительских расходов существенно ускорилось — изменение составило 4,8% год к году.

Среднее значение за последние четыре недели снизилось до 1,8% в годовом выражении.

Индекс потребительской активности SberIndex.ru уменьшился с 75,9 до 73,9 п., что свидетельствует авторам исследования о дальнейшем сокращении разнообразия в потреблении в ответ на риски, связанные с COVID-19.

Аналитики Сбера отмечают, что траты на товары непродовольственной группы упали впервые с начала июня, то есть со времен жестких ограничений. На рассматриваемой неделе падение составило 1,8% год к году.

Общее изменение расходов на товары, включая продукты, также оказалось отрицательным (0,1% в годовом сопоставлении) впервые после снятия карантинных мер.

Сокращается также спрос на услуги. Изменение трат в сервисных категориях за период 5—11 октября составило год к году 17,8% против 14,2% неделей ранее.

Потребители продолжают избегать мест скопления граждан: снижение расходов в ресторанах на анализируемой неделе ускорилось до 25,9% в годовом измерении против 21,7% неделей ранее. Траты на одежду и обувь падают на 12,1% соответственно, что, отмечают авторы анализа, тоже является самым слабым результатом с начала лета.

Они полагают, что сокращение трат может быть отчасти связано с введением в ряде регионов дополнительных мер по борьбе с COVID-19.

Небольшое сокращение пассажиропотока на неделе с 5 по 11 октября наблюдается как в Москве, так и в других регионах России. Оно, по оценке экспертов Сбера, не носит такой массовый характер, как в апреле этого года, но и не сопровождается ростом спроса на топливо и такси, что означало бы замену общественного транспорта личным.

Если исключить влияние регулярного всплеска покупок проездных, который случается в первое число каждого месяца, то общее снижение количества пассажиров в московском транспорте 5—11 октября составило 5,4% по сравнению с предыдущей неделей. В отдельные дни снижение неделя к неделе доходило до 10%, выяснили аналитики Сбера.

Подробнее о влиянии COVID-19 на потребительский сектор — с. 18.