ВБ заметил повышение качества госуправления в России, теперь дело за «регуляторной гильотиной»

| статьи | печать
ВБ заметил повышение качества госуправления в России, теперь дело за «регуляторной гильотиной»

Ряд индикаторов качества государственного управления, которые рассчитывает Всемирный банк, выросли в России по итогам прошлого года. Так, повысилась эффективность работы правительства, по уровню которой наша страна обогнала половину государств мира. Позитивный тренд демонстрирует также качество законодательства. Минэкономразвития надеется на дальнейший рост эффективности госуправления экономикой в результате внедрения «регуляторной гильотины».

Индикаторы качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators) определяются в процессе специального исследования Группы Всемирного банка (The World Bank Group). Эти показатели рассчитываются на основе более 400 переменных, содержащих информацию о мнениях, взглядах и опыте граждан, предпринимателей и экспертов в разных сферах государственного управления. Данные поступают из множества различных источников (статистические показатели национальных институтов и международных организаций, результаты исследований и экспертных опросов и др.).

В результате Всемирный банк получает шесть агрегированных индикаторов (Governance Indicators), отражающих все основные параметры качества и эффективности государственного управления. Речь идет о качестве законодательства (Regulatory Quality), учете мнения населения и подотчетности государственных органов (Voice and Accountability), политической стабильности и отсутствии насилия (Political Stability and Absence of Violence), эффективности работы правительства (Government Effectiveness), верховенстве закона (Rule of Law) и сдерживании коррупции (Control of Corruption).

Уровень каждого индикатора для любой страны, принимающей участие в исследовании, колеблется от минус 2,5 балла (худшее значение) до плюс 2,5 балла (лучший показатель). Затем, в отличие от обычных рейтингов, эксперты ВБ не выстраивают «лестницу», на которой каждое государство занимает определенную ступеньку, а показывают процент стран, которые по уровню данного индикатора находятся ниже данной державы.

По уровню качества законодательства по итогам прошлого года Россия получила оценку минус 0,43 балла. При этом 36,1% стран показали результат хуже. Первую позицию занял Сингапур с показателем 2,16 балла. Также высокие значения продемонстрировали Гонконг (1,98 балла), Новая Зеландия (1,88 балла), Австралия (1,87 балла) и Нидерланды (1,86 балла).

Индикатор качества законодательства наших ближайших соседей выглядит следующим образом: Белоруссия — минус 0,54 балла (лучше 32,2% государств), Украина — минус 0,26 балла (выше 42,3% стран). Государства, входящие в Евразийский экономический союз, сумели выйти в позитивную зону значений (Армения — плюс 0,25 балла, Казахстан — плюс 0,25 балла, Киргизия — плюс 0,35 балла).

Позиция России по другим индикаторам качества государственного управления сильно колеблется. По уровню учета мнения населения и подотчетности государственных органов обществу наша страна оказалась лучше лишь 18,23% государств, по политической стабильности и отсутствию насилия — выше только 25,71% участников исследования ВБ. Невысоки успехи России в таком показателе, как верховенство закона (25%) и, тем более, контроль над коррупцией (21,63%).

Стоит отдельно отметить, что по эффективности правительства наша страна выглядит лучше, чем половина других государств (57,17%). Здесь Россия впервые получила положительный балл (плюс 0,15 по сравнению с минус 0,06 в предыдущем исследовании ВБ). Одним из драйверов роста оценки работы отечественного кабинета министров стал опрос консалтинговой компании «Gallup», который показал, что больше россиян выразили удовлетворенность системой общественного транспорта, дорогами и качеством образования.

Министерство экономического развития связывает свои надежды на улучшение качества законодательства и повышение эффективности государственного управления экономикой с реформой контрольно-надзорной деятельности, в основе которой лежит идея так называемой «регуляторной гильотины».

Ключевыми документами, необходимыми для реформы контрольно-надзорной деятельности, стали разработанные МЭР законы «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Закон об обязательных требованиях закрепляет на законодательном уровне механизм «регуляторной гильотины», ключевой предпосылкой к которой во многом стало большое количество устаревших, противоречивых норм. Закон о госконтроле, который также называют контрольно-надзорным кодексом, закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.

Одно из главных положений правового акта — создание полноценной системы анализа и учета рисков. В настоящее время риск-ориентированный подход применяется в 34 видах контроля. После вступления в силу закона о контроле он будет распространяться более чем на 200 видов государственного контроля. По видам контроля, где применяется плановый контроль, будут установлены критерии и категории риска, а плановые надзорные мероприятия будут проводиться с периодичностью, установленной для каждой из данных категорий. Например, для объектов высокого и значительного риска плановый контроль будет осуществляться не чаще одного раза в два года, а объекты, отнесенные к категории низкого риска, освобождаются от планового контроля. Также плановые контрольные мероприятия не будут проводиться по тем видам контроля, где критерии и категории риска не установлены.

Виды контроля (надзора), в свою очередь, будут закреплены в специальном электронном реестре, который будет запущен к 2022 г. Отсутствие вида контроля в реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Новшеством закона является и наличие развернутой системы контрольных мероприятий. «Закон № 294-ФЗ, на смену которому придет новый закон, изначально писался как закон о проверках и поэтому заточен исключительно под них. При этом проверка — самая обременительная для хозяйствующих субъектов форма контроля. Чтобы ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов более гибким, мы закрепили в законе новые виды контрольных мероприятий. Это, например, мониторинговая закупка или инспекционный визит, которые длятся не более одного дня и не столь трудозатратны для предпринимателей, как проверка», — отметил замминистра экономического развития Алексей Херсонцев.