«Как нам обустроить Россию» после пандемии

| статьи | печать
«Как нам обустроить Россию» после пандемии

Отечественная экономика постепенно поднимается со дна кризиса, и на повестку дня встает известный вопрос Александра Солженицына, упомянутый в заголовке статьи. «Единая Россия» обещает разработать народную программу, в основу которой ляжет концепция социального государства, в том числе введение гарантированного дохода для граждан. На Московском финансовом форуме прозвучало предложение освободить от НДФЛ россиян с низкими зарплатами. Стоит, конечно, вспомнить также идеи, которые предлагал знаменитый писатель.

Восстановление российской экономики, по словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, прозвучавшим на Московском финансовом форуме, в целом идет в соответствии с прогнозами. Оперативные показатели в августе указывают на продолжение восстановления экономической активности, хотя и более медленными темпами, чем в июне — июле, по мере приближения к «докоронавирусным» уровням.

Оживление деловой активности в России немного замедлилось в силу ослабления эффекта снятия основных ограничений, связанных с коронавирусом, а также из-за сдерживания добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+.

Тем не менее потребительский спрос на товары практически восстановился благодаря отложенному спросу, перераспределению потребления с услуг на товары и социальным бюджетным выплатам. Процесс восстановления инвестиционного спроса будет более продолжительным из-за сохраняющейся неопределенности, связанной с развитием пандемии в России и в мире.

«Ситуация с темпами роста у нас в стране одна из самых лучших. В этом году мы видим, что экономика снизится менее чем на 4%, — прокомментировал ситуацию министр финансов Антон Силуанов. — Может быть, даже будут более позитивными фактические данные».

«Мы изменили свою финансовую политику — увеличили заимствования, использовали средства ФНБ, привлекли ресурсы с других направлений, — подчеркнул г-н Силуанов. — Все силы бросили на то, чтобы реализовать пакеты мер по поддержке экономики и населения».

Вместе с тем понятно, что от нынешнего кризиса пострадали в первую очередь социально слабые слои населения, получающие низкие доходы, что приводит к падению покупательского спроса.

Поэтому многие дискуссии о развитии экономики сегодня тесно переплетаются с социальными аспектами нашей жизни.

Концепция социального государства ляжет в основу народной программы «Единой России», с которой она пойдет на выборы в Госдуму, отметил председатель партии Дмитрий Медведев в ходе рабочего совещания об актуальных задачах в 2020—2021 гг.

«Единая Россия» уже прорабатывает, по словам секретаря генсовета Андрея Турчака, с правительством и экспертным сообществом ряд инициатив, направленных на усовершенствование мер социальной поддержки граждан. Это справедливая оплата труда бюджетников и увеличение в их зарплате доли оклада до 70%, обеспечение доступности лекарств и поддержка отечественных фармпроизводителей, бесплатное подключение граждан к газораспределительным сетям — сейчас это стоит сотни тысяч рублей — и реформирование служб занятости, в том числе введение страхования от безработицы.

«Предлагается обсудить так называемую идею минимального гарантированного дохода, — сообщил Д. Медведев. — Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социального и экономического положения. Такие модели существуют в целом ряде других государств. Пандемия коронавируса показала, как важно оказывать поддержку людям, чтобы сохранить социальную стабильность».

Поддержку этой идеи уже высказал председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, который предложил провести максимально внимательный анализ возможных вариантов введения гарантированного минимального дохода в России.

«Пора определиться не только с терминами в отношении гарантированного дохода граждан, но и с его размерами, — отметил г-н Шмаков. — ФНПР готова принять активное участие в обсуждении и решении этого вопроса. Это положительно повлияет на рост доходов миллионов простых россиян».

Ввести для малоимущих семей вычет НФДЛ или даже отрицательный налог (компенсацию) предложил на Московском финансовом форуме глава ВТБ Андрей Костин. Данную меру можно распространить на малоимущие семьи, семьи с большим количеством детей или просто с детьми. «Но именно на людей работающих и с низкими заработными платами, чтобы простимулировать их выход из безработного в стадию работающего. Но если ты выходишь на работу и у тебя дети, это, наверное, ведет к повышению издержек и это можно было бы компенсировать даже за счет отрицательного НДФЛ».

Такое стимулирование, по мнению А. Костина, можно сравнить с выплатами 5 тыс. руб. и 10 тыс. руб. на ребенка, которые государство производило в начале пандемии, но на более регулярной основе.

Подобные меры стимулирования экономики, нацеленные на рост доходов граждан и увеличение спроса, способны, по мнению г-на Костина, вывести нас на 3—4% роста ВВП в год, потому что текущие темпы роста устраивать сегодня не могут.

Предложение руководителя ВТБ выглядит, по оценке А. Силуанова, очень позитивно, но нужно не забывать, что государство уже увеличило ставку НДФЛ для граждан с высокими доходами, причем эти деньги направили в первую очередь на лекарственное обеспечение нуждающихся в помощи детей, что стало социально справедливым проектом.

В заключение стоит вспомнить некоторые идеи А. Солженицына, высказанные в его статье «Как нам обустроить Россию», которые актуальны и в сегодняшних условиях:

«До каких же пор мы будем снабжать и крепить — неспособные держаться тиранические режимы, насаженные нами в разных концах Земли, — этих бездонных расхитчиков нашего достояния? <…> Это все — десятки миллиардов в год. Вот кто на это даст отрубный единомгновенный отказ — вот это будет государственный муж и патриот».

«До каких пор и зачем нам выдувать все новые, новые виды наступательного оружия? Да всеокеанский военный флот? Планету захватывать? А это все — уже сотни миллиардов в год. И это тоже надо отрубить — в одночас. Может подождать — и Космос».

«И всю номенклатурную бюрократию, многомиллионный тунеядный управительный аппарат, костенящий всю народную жизнь, — с их высокими зарплатами, поблажками да специальными магазинами, — кончаем кормить? Пусть идут на полезный труд, и сколько выручат. При новом порядке жизни четыре пятых министерств и комитетов тоже не станут нужны».

И последний очень важный вывод многострадального писателя: «Вот отовсюду от этого — и деньги».