Для выемки носителей информации нужны веские основания

| статьи | печать

На практике достаточно часто налоговики изымают у налогоплательщиков жесткие диски, флеш-накопители и ноутбуки в целях проведения экспертизы документов, которые на них хранятся. Насколько правомерны такие действия? С этим вопросом разбирались арбитры в постановлении АС Центрального округа от 23.07.2020 по делу № А54-583/2019.

Суть дела

В ходе проведения выездной проверки компания предоставила налоговикам копии документов. Посчитав, что копий недостаточно, инспекция вынесла постановление о выемке документов и предметов по сделкам компании с рядом контрагентов. В качестве основания для выемки налоговики указали необходимость проведения экспертизы документов.

В рамках этого мероприятия налогового контроля налоговики изъяли жесткие диски, установленные на компьютерах, флеш-накопители, сумки с рукописными листами, чеками и иные предметы. Причиной послужила имеющаяся у налогового органа информация, что данные на жестких дисках и иных накопителях могут быть уничтожены, сокрыты или изменены.

Посчитав, что выемка была произведена незаконно, компания обратилась в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что налоговый орган вправе производить выемку. Но при этом нужно иметь достаточные основания полагать, что документы и предметы могут быть сокрыты, уничтожены, изменены или заменены (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Между тем в рассматриваемом деле налоговики не обосновали, какие именно действия компании позволили им прийти к выводу о том, что существует угроза уничтожения, сокрытия или замены жестких дисков, флеш-накопителей, ноутбуков и иных предметов. Формальное указание в постановлении о выемке на наличие оснований, предусмотренных п. 14 ст. 89 НК РФ, само по себе не может свидетельствовать о том, что повод для выемки действительно имелся.

Отметим, что к аналогичным выводам приходят и суды других округов (постановления Поволжского округа от 20.12.2019 по делу № А06-841/2019, ФАС Московского округа от 19.09.2013 по делу № А40-150985/12-140-1096, Северо-Кавказского округа от 03.11.2011 по делу № А63-878/2011, Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу № А56-29230/2009).

Выемка производится в порядке, установленном ст. 94 НК РФ. Так, инспекторы должны сначала предложить компании добровольно выдать документы и предметы. Если она отказывается это сделать, выемка производится принудительно. Документы компания предоставила добровольно. А вот выемку ноутбуков и иных предметов инспекция произвела принудительно. При этом в деле нет доказательств, что до этого она направляла компании письменное требование об их предоставлении.

Целью выемки документов было проведение их экспертизы, о чем указано в постановлении о выемке. Изъятие жестких дисков, флеш-накопителей, ноутбуков и иных предметов тоже происходило на основании этого же постановления. Однако доказательств необходимости экспертизы этих предметов и ее фактического проведения налоговики не представили. Кроме того, сотрудники инспекции подтвердили, что информация, имеющая отношение к предмету проверки, на ноутбуках отсутствовала.

Налоговики в ходе судебного разбирательства пояснили, что при проведении выемки у них не было возможности изучить содержание информации на ноутбуках по причине отключения в этот момент электричества.

Суды указали, что данное обстоятельство не свидетельствует о правомерности изъятия. Пунктом 5 ст. 94 НК РФ предусмотрено, что не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

В результате суды признали действия должностных лиц инспекции по выемке жестких дисков, флеш-накопителей, ноутбуков и иных предметов незаконными.