Новый порядок установления и оспаривания кадастровой стоимости. Станет ли проще бороться с ее завышением?

| статьи | печать

Внесены поправки по поводу проведения кадастровой оценки, а также установления и оспаривания кадастровой стоимости. Теперь вводится обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Если сейчас можно обратиться в комиссию или в суд на свой выбор, то с 2023 г. придется сначала обращаться в бюджетное учреждение, которое занимается установлением кадастровой стоимости, а затем оспаривать его решение в суде. Более того, в субъектах РФ может быть принято решение о начале действия досудебного порядка даже раньше этого срока. Также поправками установлена новая периодичность проведения кадастровой оценки, поменялся порядок исправления ошибок и вводится персональная ответственность должностных лиц бюджетных учреждений за неправильное установление кадастровой стоимости.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 269-ФЗ). Он вступит в силу с 2021 г., а некоторые его положения — еще позже. В поправках существенно меняются периодичность проведения кадастровой оценки, а также порядок установления кадастровой стоимости в виде рыночной.

Периодичность проведения кадастровой оценки

Кадастровая оценка будет проводиться каждые четыре года, а в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соответствующего решения — один раз в два года (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон о кадастровой оценке) в редакции Закона № 269-ФЗ). В прежней редакции было предусмотрено, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет.

Это нововведение вступит в силу с 2022 г. в отношении земельных участков, а в отношении других объектов недвижимости — с 2023 г. (п. 5 ст. 7 Закона № 269-ФЗ).

Оспаривание кадастровой стоимости

Теперь оспаривать кадастровую стоимость придется в любом случае в досудебном порядке. В прежней редакции было предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в комиссии или в суде (ч. 1 ст. 22 Закона о кадастровой оценке в прежней редакции). То есть в случае несогласия с кадастровой стоимостью можно было обратиться в суд с иском об оспаривании. Предварительно обращаться в комиссию было не нужно.

Теперь же из Закона о кадастровой оценке исключена ст. 22 о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости. Вместе нее появилась ст. 22.1 об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. В этой статье указано, что кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости будет устанавливать бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки. Для этого нужно будет обратиться с бюджетное учреждение с заявлением (с приложением отчета об оценке). Заявление смогут подать те лица, чьи права и обязанности затрагивает кадастровая стоимость (ч. 1, 5 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ).

Если заявитель не согласится с решением бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, то он сможет оспорить его в суде в порядке административного судопроизводства (по правилам КАС РФ). Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд можно будет подать требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (ч. 15 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ).

Но такой досудебный порядок начнет действовать не сразу. Дело в том, что дату, когда перестанет применяться прежний порядок (то есть ст. 22 Закона о кадастровой оценке в прежней редакции), сможет определить высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 6 Закона № 269-ФЗ). Если в субъекте РФ такое решение не будет принято, то новый порядок начнет действовать с 01.01.2023 (ч. 3 ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ).

Определение кадастровой стоимости бюджетным учреждением

По итогам определения кадастровой стоимости бюджетное учреждение составит проект отчета на электронном носителе в форме электронного документа.

Требования к отчету будут установлены позже (ч. 7 ст. 14.1 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ). Далее весь порядок предусмотрен в ст. 14 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ.

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления проекта отчета разместит его на своем сайте, а также направит проект отчета и сведения о месте его размещения в Росреестр. Затем Росреестр в течение 10 рабочих дней должен будет его проверить на соответствие требованиям к отчету. После проверки Росреестр отправит в течение трех рабочих дней в бюджетное учреждение и в уполномоченный орган субъекта РФ уведомление о соответствии или несоответствии проекта отчета требованиям к отчету с указанием требований, которым проект отчета не соответствует.

Бюджетное учреждение сможет устранить несоответствия в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления Росреестром и затем направить отчет для повторной проверки, а также снова разместить его на своем сайте. В случае соответствия проекта отчета требованиям Росреестр в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки разместит в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения. Эти сведения будут находиться на сайте в течение 30 календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости.

Также Росреестр должен будет разместить в фонде данных государственной кадастровой оценки информацию о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета. А уполномоченный орган субъекта РФ в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии проекта отчета требованиям к отчету обеспечит информирование о размещении проекта отчета, месте его размещения, о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, путем:

  • размещения извещения на своем сайте;

  • опубликования извещения в печатном СМИ, в котором осуществляется официальное опубликование правовых актов органов государственной власти субъекта РФ;

  • размещения извещения на своих информационных щитах;

  • направления информации в органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов для ее доведения до сведения заинтересованных лиц.

Замечания к проекту отчета смогут представить любые лица. Их можно будет подать в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или через интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг.

Если бюджетное учреждение решит учесть замечания к проекту отчета и пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости, оно будет обязано проверить, применимо ли такое замечание к иным объектам недвижимости, в том числе соседним, смежным, однотипным, в отношении которых может быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости. При выявлении соответствующей необходимости кадастровую стоимость таких объектов недвижимости также пересчитают.

В случае выявления бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в проект отчета в течение срока его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки, в том числе в связи с представленными замечаниями, бюджетное учреждение составит обновленную версию проекта отчета, содержащую требуемые изменения, а также справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к проекту отчета с обоснованием отказа в их учете. Бюджетное учреждение разместит обновленную версию проекта отчета для представления замечаний к нему и справку на своем сайте.

Порядок исправления ошибок

В прежней редакции Закона о кадастровой оценке было предусмотрено, что заявление об исправлении ошибки могут подать физические и юридические лица, права которых затронуты определением кадастровой стоимости, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Причем если будет обнаружена ошибка, то кадастровая стоимость может измениться только в сторону понижения (ч. 3, 16 ст. 21 Закона о кадастровой оценке).

Согласно новым правилам с заявлением может обратиться любое физическое или юридическое лицо, а также органы власти (ч. 5 ст. 21 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ). Кроме того, с момента вступления в силу новых положений кадастровую стоимость могут пересчитать в сторону не только понижения, но и повышения. В случае понижения новая кадастровая стоимость будет применяться с начала действия первоначальной кадастровой стоимости, в случае повышения — со следующего года. При выявлении ошибки бюджетное учреждение должно будет проверить другие подобные объекты (в том числе соседние, смежные, однотипные) на наличие аналогичных ошибок (ч. 15 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ).

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости (ч. 6 ст. 21 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ).

Бюджетное учреждение будет рассматривать заявление об исправлении ошибок, как и сейчас, в течение 30 календарных дней со дня его поступления. Но продлевать этот срок нельзя.

Вводится персональная ответственность за ошибки

В поправках предусмотрена персональная ответственность должностных лиц за ошибки в определение кадастровой стоимости. За необоснованное завышение кадастровой стоимости их будут увольнять. В частности, трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, будет подлежать расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году ста и более решений, вступивших в законную силу, которыми были удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в календарном году (ч. 3.1 ст. 10 Закона о кадастровой оценке в редакции Закона № 269-ФЗ).