1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 7

Как организовать работу экспертов в процессе составления сценариев планирования

Работа экспертов в ходе составления прогнозов и сценариев развития предприятия нуждается в правильной организации. Как подобрать экспертов и лучше организовать их работу в ходе сценарного планирования, и пойдет речь в статье.

Как показал выборочный опрос руководителей нескольких российских компаний, проведенный «ЭЖ», в настоящее время все компании уделяют внимание прогнозированию. Это становится неотъемлемым фактором выживания для предприятия любого размера вне зависимости от отрасли. Конечно, возможности и ресурсы крупных, средних и малых компаний отличаются. Ресурсы в первую очередь касаются возможностей инструментария ИТ (предиктивной аналитики, различных программных решений для анализа больших данных и т.д.) и финансовых возможностей.

Но для анализа и составления сценариев развития и сценарного планирования никак не обойтись без такого основополагающего ресурса, как квалифицированные эксперты. Можно обладать самым дорогим программным обеспечением для бизнес-аналитики, но без наличия квалифицированных экспертов результат от ИТ-решений будет весьма скромным.

Как подобрать экспертов

Для организации любой экспертной работы необходимо правильно выбрать экспертов. Решение о составе экспертной группы может принимать руководитель или доверенное компетентное лицо, например директор по финансам, контроллингу или руководитель отдела по планированию и анализу.

Привлекать желательно самых компетентных специалистов и руководителей нескольких подразделений, связанных как с финансами, так и с рынками снабжения и продаж (отделов маркетинга и сбыта, закупок). Руководители и специалисты из области закупок и продаж лучше, чем финансисты, представляют себе динамику рынков, цен, возможные риски и последствия, а также мероприятия по минимизации рисков. Кроме того, для предприятий, имеющих филиальные сети, необходимо привлекать таких специалистов из регионов, так как они находятся ближе к клиентам и поставщикам и лучше знают ситуацию на местах.

После подбора экспертов необходимо утвердить их список у руководства. При окончательном утверждении списка желательно учитывать такой немаловажный фактор, как совместимость экспертов, так как открыто неприязненные отношения между экспертами могут привести к конфликту и дестабилизировать очно-заочную работу экспертов на совещании. Так что такие факторы, как личностные (социально-психологические) качества, развитый эмоциональный капитал, несомненно, играют роль при проведении заседания, на котором будут разрабатываться сценарии развития.

Основные этапы организации работы экспертов

Лучше подойти к работе экспертов системно и поэтапно организовать их работу:

  1. Принять решение о проведении экспертного опроса и анализа по сценариям развития предприятия. Инициатива должна исходить от руководителей.

  2. Назначить ответственного сотрудника или рабочую группу для проведения опроса экспертов и их подбор.

  3. Ответственный сотрудник должен составить список экспертов из числа сотрудников подразделений, обозначить сроки проведения опроса, форму проведения (очную или заочную), регламента проведения сбора и анализа экспертных мнений (включая методы анализа).

  4. Сформированная экспертная группа (экспертная комиссия) работает согласно регламенту над разработкой сценариев планов.

  5. Проводится сбор информации от экспертов и ее анализ согласно регламенту (могут применяться различные методы агрегирования и анализа информации).

  6. Если было принято решение о проведении двухуровневого экспертного анализа, то после сбора и анализа первичных предложений проводится второй опрос (очно — при встрече на совещании, или заочно — посредством интернета).

  7. На основе анализа экспертных мнений составляются сценарии планов и предоставляются руководству для принятия решений.

Как организовать общение экспертов

Есть наработанные практики по организации работы экспертов. Решение принимает руководство. В настоящее время в связи с известными событиями даже малые и средние предприятия проводят совещания в онлайн-режиме. Такое общение — заочное и не анонимное. Но и здесь возможны варианты.

Например, чтобы уменьшить влияние мнений экспертов друг на друга и минимизировать конфликты, можно организовать сбор информации от экспертов полностью анонимно и заочно. Такой способ используется в методе Дельфи: эксперты знакомятся с мнениями друг друга, но не знают, кто именно высказал ту или иную точку зрения.

Классикой являются очные собрания экспертов, где возможен обмен мнениями, дискуссия. Но все чаще их заменяют заочные совещания по интернету, тем более все это достаточно просто организовать с помощью новых технологий, и многие предприятия перешли частично на удаленку.

Как работать с экспертными мнениями

В теории (математике, статистике, эконометрике) и практике существует большое количество методов и подходов к работе с экспертными оценками.

Важным моментом здесь является не приведение к среднему арифметическому, а учет всех мнений экспертов. Если мнения экспертов сильно отличаются, присутствует большой разброс мнений и речь идет о возможности количественных оценок, например, прогноз курса рубля для учета в планах, прогноз каких-то рисков, то необходимо применять оценки на основе расчета значений моды и медианы. Нельзя игнорировать мнения экспертов, резко отличающиеся от общего мнения экспертов, иначе возможно будет пропустить «черного лебедя». Желательно дать высказаться таким экспертам и выслушать их аргументы, а затем учесть их и включить в общую сводку по работе экспертов для отчета руководителям.

Необходимо понимать, что метод сценариев — это метод декомпозиции общей задачи прогнозирования, при этом количество сценариев должно быть обозримым. Желательно выделить наиболее критичные показатели для деятельности предприятия, относительно которых и делаются прогнозы, чаще всего к ним относятся показатели выручки, чистой прибыли, прибыли до уплаты налогов и процентов (EBITDA), дебиторской и кредиторской задолженности, рентабельности инвестиций, доли рынка.

Место сценарного планирования в ряде методов планирования

К основным методам планирования относятся: гибкое планирование (бюджетирование), скользящее планирование (бюджетирование), сценарное планирование. Все вместе они могут взаимно дополнять друг друга и позволят достичь синергии.

Гибкое планирование (бюджетирование) подразумевает, что те статьи затрат, которые можно отнести к переменным (например, расход материалов, заработная плата в части переменных затрат, загрузка производственных мощностей и т.д.), могут изменяться и, соответственно, могут меняться все расчеты вплоть до показателей прибыли и убытков. В упрощенном варианте на основе гибкого планирования можно делать сценарные прогнозы и планы.

Скользящее планирование (бюджетирование) основано на том, что план составляется на год, но корректируется в рамках года несколько раз. Например, в конце каждого квартала вносятся поправки в план следующего квартала, и план снова составляется на год вперед относительно текущего квартала («скользит»).

Сценарное планирование может быть основано на кардинально разных сценариях развития с учетом внешней и внутренней среды предприятия, в рамках сценариев, в свою очередь, возможно применять гибкое и скользящее планирование (бюджетирование). Во всех методах планирования используются экспертные оценки, но наиболее важны они в сценарном планировании, поэтому столь важно правильно организовать сбор и анализ экспертных мнений, так как правильное сценарное планирование поможет предприятию минимизировать риски и создать «подушку безопасности».

***

В стабильных условиях можно применять статистические методы прогнозирования временных рядов, но в современных условиях этого недостаточно. И пока альтернативы квалифицированному экспертному анализу ни один инструмент искусственного интеллекта дать не может.