1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 28

«Политика есть искусство возможного». Национальные цели развития стали более дипломатичными и отдаленными

«Политика есть искусство возможного». Национальные цели развития стали более дипломатичными и отдаленными

Реалистичный афоризм «железного канцлера» Отто Бисмарка во многом объясняет изменения в составе национальных целей развития, которые утвердил своим указом президент страны. Экономический кризис привел к необходимости отодвинуть сроки реализации ряда целей и сделать их более обтекаемыми. Предпринимательское сообщество призывает сделать изменения не только в целях, но и в инструментах их достижения, ориентируя их на формирование качественно новой экономики на основе частной инициативы миллионов людей и развития несырьевого сектора.

Пандемия коронавируса и развернувшийся экономический кризис резко ухудшили ситуацию в российской экономике и состояние государственного бюджета, который вошел в зону хронического дефицита. На этом фоне глава государства Владимир Путин принял решение внести изменения в национальные цели развития, оставив прежними главные приоритеты, но поменяв сроки выполнения ряда задач и некоторые формулировки.

В обновленный перечень национальных целей президент своим указом включил сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортную и безопасную среду для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровую трансформацию. Реализация поставленных целей теперь предполагается к 2030 г. вместо прежнего срока — 2024 г.

В качестве ключевых показателей первой цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» установлены обеспечение устойчивого роста численности населения России, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г.; увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%.

Эти показатели, по словам помощника президента Максима Орешкина, носят агрегированный характер, на который свой отпечаток накладывают и система здравоохранения, и экология, и даже аварийность на дорогах. Поэтому для их выполнения предстоит вести комплексную работу по всем направлениям.

Воплощение в жизнь второй цели — «Возможности для самореализации и развития талантов» — предполагает вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Сюда также включена задача обеспечить присутствие нашей страны в числе десяти ведущих государств мира по объему научных исследований и разработок.

В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» указ предусматривает улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год. Здесь же предполагается создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%, и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

«Это амбициозная задача, ее параметры — выше, чем во многих развитых странах мира», — комментирует отмеченные в указе показатели вице-премьер Виктория Абрамченко. Чтобы в два раза сократить выбросы опасных загрязняющих веществ, необходимо модернизировать предприятия, которые сейчас являются их основными источниками. Выполнение этого задания потребует перехода многих компаний на зеленые стандарты и использование биоресурсов и биотоплива.

Для достижения четвертой национальной цели — «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» — необходимо решить задачу повышения темпов роста отечественного ВВП до среднемирового уровня. Сюда же включено задание обеспечить устойчивый рост доходов населения и пенсионного обеспечения не ниже инфляции.

Одновременно реальный прирост инвестиций в основной капитал должен быть не менее 70%, а увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров — не ниже 70% по сравнению с уровнем текущего года. При этом численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства предусматривается нарастить до 25 млн человек.

Успешное выполнение всех поставленных национальных целей во многом будет зависеть от воплощения в жизнь пятого приоритета — «Цифровой трансформации». Она включает в себя достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Здесь же прописана задача увеличения вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г.

Достижение национальных целей, по оценке бизнес-омбудсмена Бориса Титова, является обязательным условием развития России, в противном случае наше отставание от стран — мировых лидеров будет увеличиваться. «Правда, поддерживать оптимизм на нужном уровне нелегко, поскольку изменения хочется видеть на уровне не только целеполагания, но и инструментария», — подчеркивает Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Это необходимо для создания качественно новой экономики, которая базируется на частной инициативе миллионов людей, а не только «грандов», занимающихся экспортом природных ресурсов.

«Стратегически документ гениальный, а вот тактически над реализацией того, что в нем прописано, необходимо думать, — подчеркивает президент инвестиционной компании „Московские партнеры“ Евгений Коган. — Если страна действительно хочет добиться всех этих показателей, то, прежде всего, правительству необходимо начать работать над снижением роли и доли государства в экономике».

Увеличения количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек можно ожидать только в условиях реально благоприятного инвестиционного климата. «Это и дерегуляция бизнеса, и снижение налоговой нагрузки, и уменьшение количества проверок, и преференции для предпринимателей, сохраняющих рабочие места, — перечисляет Е. Коган. — Но самое главное — декриминализация. Пока, к сожалению, в нашей стране риски работы на себя зашкаливают, это сродни хождению по минному полю, когда ты в любой момент из успешного руководителя можешь превратиться в криминальный элемент. А потому считаю, что по бизнес-статьям необходимо перестать давать реальные сроки. Люди не должны бояться открывать свое дело».

Цифровую трансформацию экономики и работы госорганов, а также стремление сделать российскую юрисдикцию более привлекательной для компаний IT-индустрии, по мнению главы «Агентства кибербезопасности» Евгения Лифшица, можно только приветствовать. Но для реализации таких масштабных задач потребуется большое количество высококвалифицированных специалистов.

«В настоящее время в правительстве, на мой взгляд, ощущается нехватка компетентных сотрудников для проведения столь серьезной реформы, — считает Е. Лифшиц. — Проекты по цифровизации демонстрируют отсутствие преемственности и часто дублируют друг друга (цифровой паспорт, единый реестр персональных данных россиян и др.). Для решения задачи цифровизации системы госуправления нужна не монополия государства, а лучшие мировые практики, трансформационные подходы, которые реально работают».