1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 13

После эпидемии. Правительство наметило точки прорыва на экономическом фронте

После эпидемии. Правительство наметило точки прорыва на экономическом фронте

Накал борьбы с коронавирусом постепенно затухает, поэтому власти решили уточнить цели и инструментарий национального развития с учетом последствий эпидемии. Кабинет министров определил три точки прорыва, которые позволят вывести экономический рост на уровень среднемировых темпов и увеличить доходы россиян. Речь идет о значимом увеличении инвестиций на основе ряда масштабных проектов, восстановлении МСП за счет создания максимально комфортной бизнес-среды, а также наращивании экспорта несырьевых товаров в результате реинжиниринга системы его поддержки.

Борьба с вирусной эпидемией продолжается, но уже видна, по словам президента страны Владимира Путина, прозвучавшим на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, позитивная динамика в показателях численности заболевших и количества тех, кто поправился.

«Несмотря на объективные текущие трудности, наши долгосрочные ориентиры остаются неизменными, — отметил глава государства. — В этой связи считаю необходимым заглянуть за нынешний горизонт планирования национальных целей и проектов, то есть за 2024 г., и уже сейчас в развитие поставленных целей определить общенациональные задачи на предстоящее десятилетие».

Ключевым условием успешного решения стратегических целей развития страны, по оценке вице-премьера Андрея Белоусова, является блок задач по созданию крепкой и устойчивой национальной экономики. По своему содержанию это означает обеспечение темпов экономического роста выше мировых на три и более процентов ежегодно. «Этот ориентир ставился многократно, мы считаем, полностью сохраняет свою актуальность сегодня, — подчеркнул г-н Белоусов. — И на этой основе рост реальных доходов граждан и рост пенсионного обеспечения — выше инфляции. Достижение трехпроцентных темпов роста возможно уже в 2023 г. и даже ранее».

Базовым условием выхода на устойчивый трехпроцентный рост к 2023 г. является полное и безусловное выполнение Общенационального плана восстановления экономики. Он разработан до деталей, обеспечен финансовыми ресурсами, включает 30 базовых инициатив, сгруппированных по семи направлениям, более 500 конкретных мероприятий.

«На базе исполнения Общенационального плана необходимо решить три ключевые задачи, — отметил зампредседателя правительства. — Эти три ключевые задачи — это точки приложения усилий, если угодно, точки прорыва».

Первая точка — это активизация инвестиций. Речь идет не просто о перезапуске инвестиционного цикла, а о выходе на устойчивый прирост капиталовложений на уровне не ниже 5—6% в среднем за год, то есть почти в два раза быстрее роста ВВП. Эти темпы означают, что прирост инвестиций примерно должен составить 70% за десятилетие.

Для решения данной задачи Кабинет министров разработал целый набор инструментов. Один из них — это запуск проектов в рамках Соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Уже в текущем году должны быть поддержаны первые 20 проектов общей стоимостью 900 млрд руб. с выходом в 2022—2023 гг. ежегодно на 150 проектов стоимостью по 2—3 трлн руб. «Это реальные цифры, они проработаны с предпринимательским сообществом, — пообещал вице-премьер. — И сейчас, скорее, мяч на нашей стороне, нам нужно быстрее завершить все организационные основы для реализации этого соглашения. Мы планируем это сделать уже к сентябрю».

Дополнительно со следующего года будет развернута система поддержки региональных проектов. Это даст еще 250—300 млрд руб. инвестиций.

Кроме того, уже начался запуск новых финансовых инструментов поддержки инвестиций. Так, состоялся выпуск бессрочных облигаций, которые довольно успешно разместили РЖД. На очереди еще ряд новых видов долговых обязательств: цифровые и финансовые активы, инструменты поддержки факторинга и др.

Вторая точка прорыва — это восстановление и развитие сектора индивидуального, малого и среднего предпринимательства, а также сегмента самозанятых. Из 19,4 млн человек, занятых в секторе МСП, в наиболее пострадавших отраслях работает примерно четверть — порядка 5 млн. Только по программам кредитной и грантовой поддержки помощь получили около 4 млн человек. Это позволило избежать наиболее негативного сценария, и, по словам А. Белоусова, к концу 2021 г. численность МСП восстановится примерно до 20 млн человек, а в перспективе намечен ориентир — 25 млн.

Для динамичного развития многострадального сектора МСП предполагается создать максимально комфортную для пользователей систему поддержки на основе личных кабинетов, где предприниматель сможет решать практически все свои задачи — от регистрации уплаты налогов, финансовой помощи и консультаций до поддержки в получении кредитов и сбыта продукции. «Такой системы у нас в стране пока нет, но зато сейчас есть уже технические возможности создания такой системы, прежде всего благодаря реестру МСП, которую создала налоговая служба, — заверил вице-премьер. — На основе этого реестра мы планируем поэтапно такую систему создать и внедрить».

Кабинет министров также планирует создать механизм акселерации компаний МСП, нацелить налоговые, финансовые, инфраструктурные инструменты не просто на поддержку, а именно на рост бизнеса и числа рабочих мест, резко снизить барьеры входа для вновь начинающих предпринимателей. Для решения этих задач вместе с «Опорой России» будет доработан соответствующий национальный проект, его финансовые и организационные ресурсы.

Третья задача ускорения экономического роста, третья точка приложения усилий — это наращивание экспорта несырьевых, неэнергетических товаров. Его объем в 2019 г. составил 154 млрд долл., в нынешнем году будет несколько ниже — 150 млрд. Но это всего лишь 9% ВВП. В развитых странах этот показатель равняется 30—50%. Чтобы довести уровень несырьевого экспорта хотя бы до 14—15% ВВП, нужно обеспечить объем поставок за рубеж порядка 250 млрд долл.

«Для того чтобы решить эту весьма непростую задачу, нужна, прежде всего, реинтеграция, по сути, реинжиниринг системы поддержки экспорта, — считает г-н Белоусов. — В нашей стране уже есть практически все ее элементы: межправкомиссии, системы торгпредств, субсидии, специализированные институты развития, более десятка ведомств выдают всевозможные разрешения. Однако отдачи пока явно недостаточно. Почему? Потому что эти элементы не скоординированы между собой и, кроме того, отягощены огромным количеством барьеров, бумаг, документов, процедур, проверок, подтверждений сведений, за которыми часто стоят интересы не экспортера, а ведомств».

Правительству предстоит в течение ближайших трех месяцев скорректировать показатели национальных проектов с учетом изменившихся условий жизни страны, а глава государства намерен в отдельном указе прописать уточненные цели национального развития.