Российские предприниматели борются за сохранение объемов экспорта. Нужна и помощь государства

| статьи | печать
Российские предприниматели борются за сохранение объемов экспорта. Нужна и помощь государства

Ключевая задача отечественных экспортеров в условиях пандемии и начавшегося глобального кризиса — сохранить размеры поставок за рубеж, отмечали участники промышленного онлайн-марафона INNOPROM. Компании стараются оптимизировать бизнес-процессы, сократить затраты и выйти на новые перспективные рынки сбыта. Вместе с тем бизнес рассчитывает на более активную поддержку государства: субсидирование и льготное кредитование экспортных поставок, сертификации и таможенных пошлин, а также эффективную работу торговых представительств за рубежом.

Промышленный онлайн-марафон INNOPROM — в таком формате в нынешнем году прошел екатеринбургский форум — стал значимым международным событием, в котором приняли участие предприниматели из Европы, Азии и Америки. В рамках сессии «Экспорт из России. Как способствовать его ускоренному росту?» бизнесмены из разных стран обсудили возможности сохранения тех объемов экспорта, которые сложились в предыдущие годы, а также инструменты поддержки поставок за рубеж и варианты продвижения российских товаров на новые перспективные рынки.

Сегодня, по словам заместителя губернатора Свердловской области Алексея Орлова, нельзя останавливаться и делать пауз, и пока эпидемиологическая ситуация остается сложной, очень важно не снижать планку и сохранить хотя бы имеющийся уровень экспорта.

Очень важно, по оценке замглавы Минпромторга Алексея Груздева, четко реагировать и на те восстановительные сигналы, которые сейчас демонстрирует глобальный рынок и международная торговая система, и максимально содействовать восстановлению мировых кооперационных связей.

Реальную помощь отечественным экспортерам, по мнению заместителя гендиректора по экспортным продажам «ТД СТМ» Андрея Бардижа, оказывает льготное кредитование поставок за рубеж. Кроме того, коммерсант особо отметил полезность государственных субсидий на таможенные пошлины и сертификацию продукции.

Увеличение субсидий на сертификацию товаров, согласился директор «АРГУС-СПЕКТР» Михаил Левчук, становится весьма актуальным инструментом поддержки экспортеров. Нужно добиваться, чтобы российские протоколы испытаний признавались за рубежом. Для этого предстоит сфокусироваться на развитии опорных лабораторий в России, чтобы иметь хорошие переговорные позиции с зарубежными центрами сертификации.

«К сожалению, российские центры по сертификации пока слабы, — посетовал г-н Левчук. — Мы не можем использовать результаты своей работы с русскими центрами сертификации за рубежом. Субсидирование для преодоления этих барьеров крайне низкое».

Весомый вклад в расширение российского экспорта в другие государства и на свою родину вносят иностранные компании, создавшие производство в нашей стране. Так, ежегодный опрос Американской торговой палаты в России среди своих членов показал, что около 45% предприятий поставляют произведенную на российской территории продукцию на экспорт. Два года назад таких фирм было в полтора раза меньше. «Это показывает, что производство локализовано и работает, чтобы увеличить экспорт из России», — отметила вице-президент AmCham Наталья Шнайдер.

Интересная деталь: цифры по американским инвестициям, полученные в ходе опросов AmCham, в девять раз превышают официальную статистику. «Для американских компаний, несмотря на ситуацию, Россия остается стратегическим рынком, и они не уходят отсюда», — подчеркнула г-жа Шнайдер.

Успешным примером не просто сохранения объемов экспорта, а его стремительного развития в условиях вирусной пандемии стали поставки российских товаров во Вьетнам. «Официальная статистика показывает значительный рост российского экспорта в течение первых четырех месяцев этого года, — комментирует ситуацию торговый представитель России во Вьетнаме Вячеслав Харинов. — Особенно высокий рост демонстрирует экспорт АПК. Так, экспорт пшеницы и кукурузы вырос на 76%».

Большие перспективы во Вьетнаме, по оценке г-на Харинова, есть также у российских поставщиков органических удобрений, минерального топлива, леса и пиломатериалов.

Новые возможности для поставок мяса, по мнению торгового советника посольства Вьетнама в России Зыонга Хоанга Миня, появились недавно у российских предпринимателей: «В декабре 2019 г. Вьетнам открыл доступ на рынок для российских поставщиков свинины, и за 1-е полугодие 2020 г. российские мясоперерабатывающие компании поставили сюда свинину на сумму свыше 20 млн долларов».

Расширению поставок российской сельскохозяйственной продукции во Вьетнам помогает постоянно действующий павильон отечественных продуктов питания и напитков (шоурум) в Хошимине. «Шоурум — это очень удобный механизм для продвижения российской агропромышленной продукции на рынке Вьетнама, — считает представитель Российского экспортного центра (РЭЦ) в Хошимине Роберт Курило. — Во время дегустационных мероприятий, которые регулярно проводятся оператором шоурума, представители вьетнамских дистрибьюторов и торговых сетей дают свои замечания по вкусовым качествам продукции, по упаковке, маркировке, срокам годности товара. При гибком подходе российские производители могут оперативно доработать продукт, изменив его рецептуру, внешний вид для удовлетворения требований вьетнамских потенциальных партнеров».

В целях стимулирования экспортных поставок в государства Азии можно, по словам руководителя направления РЭЦ Елизаветы Зиновьевой, создать постоянно действующую рабочую группу представителей организаций содействия торговле стран ШОС.

«Сегодня мы все говорим про консолидацию усилий и комплементарность экономик наших стран, кроме того, несмотря на всю сложность ситуации, которая сейчас происходит на мировых рынках, необходимо понимать, что это еще и новые возможности для экспортноориентированных компаний, — отметила г-жа Зиновьева. — В этом случае для стимулирования внешнеэкономической деятельности важна консолидация усилий институтов развития, а также синергия от реализации возможностей таких организаций. Поэтому предлагаем создать постоянно действующую рабочую группу представителей организаций содействия торговле (Trade Promotion Organization) стран ШОС. Данная инициатива позволит нарастить портфель внешнеэкономических проектов, улучшить эффективность В2В-мероприятий между партнерами наших стран, обмениваться лучшими практиками и актуальными новостями. Кроме того, она позволит эффективнее использовать инструменты гарантийных и страховых продуктов для реализации совместных проектов».