Развитие цифровизации в перспективе десяти лет: влияние на бизнес и рынок труда в России

| статьи | печать

Нетворкинг-платформа Digital Leader при поддержке PwC, IDC и КРОК запустила исследование «Технологии 2030», чтобы определить реальные траектории развития технологий в перспективе десяти лет, а также их влияние на бизнес и рынок труда в России. Поинтересуемся.

В исследовании Intel, PwC, Pure Storage, VMWare, КРОК и других приняли участие 160 сотрудников из ведущих российских компаний по цифровой транcформации. Возраст большинства респондентов — 20—40 лет. Проведен опрос в режиме онлайн-анкетирования 13—28 мая текущего года.

«На троечку»

Респонденты оценили нынешний уровень цифровизации и инновационного развития российских компаний в среднем на 3,2 балла из пяти. Средний балл на основе ответов респондентов, от 0 до 5, где 0 — не могу оценить, 1 — очень низкий, 5 — очень высокий.

По их мнению, цифровая трансформация в России происходит наиболее успешно в следующих отраслях:

  • финансовый сектор,

  • ретейл и FMCG,

  • телеком,

  • медиа и развлечения.

На вопрос, каких эффектов позволяет достичь цифровая трансформация, ответы респондентов распределились следующим образом:

  • снижение операционных расходов — 73%;

  • увеличение скорости и гибкости бизнес-процессов — 66%;

  • увеличение производительности труда — 53%;

  • сокращение времени на разработку новых продуктов/услуг — 29%;

  • повышение удовлетворенности клиентов — 24%;

  • увеличение выручки — 21%.

Инициатива по внедрению технологии, как правило, исходит от руководства, реже — от линейных сотрудников. В компаниях формируют культуру инноваций и поощряют инновации, а также обмен знаниями.

За цифровую трансформацию отвечает Chief Digital Officer (CDO)/директор по цифровой трансформации — так считают 71% опрошенных, а также администрация (CEO, акционеры, собственник) — 56% или CIO/ИТ-директор — 52%. Реже — технический директор, CFO, HR. 14% респондентов ответили, что никто не отвечает за цифровую трансформацию.

Половина респондентов считают, что компаниям необходимо пересматривать свои цели в рамках цифровой трансформации ежеквартально/раз в несколько месяцев, 30% считают, что ежеквартально.

Основные барьеры

Главные барьеры на пути цифровой трансформации на данный момент, по мнению респондентов, — процессный (негибкие или медленные процессы), инфраструктурный (устаревшая инфраструктура, отсутствие интеграции новых и существующих технологий), финансовый (отсутствует бюджет на проекты по цифровизации).

Среди значимых барьеров развития инноваций в России (свыше трех баллов по пятибалльной шкале оценки) респонденты назвали административно-управленческий (нет человека в компании, отвечающего за цифровизацию/нет руководства…), кадровый (дефицит специалистов необходимой квалификации), коммуникационный (отсутствие тесных связей между ИТ-отделом и бизнес-подразделением), нормативно-правовой барьер.

Через пять — десять лет негибкие или медленные процессы, по мнению участников опроса, продолжат препятствовать развитию цифровой трансформации. Помимо этого, замедлять переход к инновациям будут недостаток финансовых вливаний и нормативно-правовой барьер.

Влияние COVID-19 на развитие технологий

Каждый третий респондент уверен, что наибольшее развитие получат технологии для удаленного доступа. В то же время импульс будет дан технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения (AI&ML), а также виртуальной и дополненной реальности (VR/AR).

Среди других технологий, которые получат наибольшее развитие под влиянием COVID-19, были названы автоматизация логистики и доставки, 5G-интернет, блокчейн, биотехнологии и генная инженерия, СЭД и цифровая подпись, стриминг и телеком, big data и биометрия.

Главные вызовы для бизнеса

Двумя главными вызовами для бизнеса респонденты назвали привлечение и удержание ценных сотрудников (71%) и кибербезопасность (65%). Также 48% опрошенных в рамках исследования указали на нормативно-правовой режим, 45% — на изменение потребительского спроса.

Технологии, которые масштабно изменят бизнес

Искусственный интеллект и машинное обучение (AI&ML), интернет вещей (IoT) и роботизация процессов (RPA) приведут к коренным изменениям в российских компаниях в ближайшие десять лет, считают участники исследования.

Под воздействием новых технологий в большей степени будут трансформироваться такие функции (отделы) российских компаний, как:

  • ИТ-департамент;

  • маркетинг;

  • поддержка пользователей/клиентов;

  • финансы/бухгалтерия.

Отметим, что данную четверку лидеров респонденты выбрали из 11 предложенных им исследователями вариантов. Остальные (по мере убывания) следующие:

  • продажи;

  • корпоративные коммуникации;

  • логистика и Supply chain operations management;

  • HR;

  • производственный департамент;

  • риск-менеджмент;

  • закупки.

Рынок труда в 2030-м

По мнению 11,88% участников исследования, через десять лет более 70% сотрудников будут работать удаленно, 15,84% респондентов полагают, что таковых будет 60—70%, 24,75% ожидают 50—60% соответственно, 20,79% выбрали вариант 40—50%, 16,83% — 30—40%, и 9,90% опрошенных видят на «удаленке» менее 30% работников.

На вопрос исследователей, какую долю текущих рабочих мест заменят роботы и искусственный интеллект, ответы распределились следующим образом:

  • 54,55% выбрали долю замещений в 30%;

  • 35,35% — 30—50% соответственно;

  • 9,09% — 50—70%;

  • 1,01% — 70—80%.

Через десять лет в России будет не хватать ИТ-специалистов (по мнению 23% участников опроса), инженеров (9% соответственно), врачей, генетиков и биоинженеров (9%), работников социальной сферы, обслуживания (психологи, учителя) (8%), Data Science (аналитики big data, бизнес-анализ) (8%), сферы кибербезопасности (8%), искусственного интеллекта (7%), рабочих специальностей, слесарей (7%), работников сельского хозяйства (5%), промышленности, машиностроения (5%), других специальностей (10%).

Могут исчезнуть такие профессии, как операторы кол-центров, диспетчеры, техподдержка (23,46% респондентов), продавцы, кассиры, консультанты, страховые агенты, турагенты (20,99%), бухгалтеры (8,64%), водители, машинисты, таксисты (6,17%), секретари на ресепшен, консультанты в МФЦ, администраторы (6,17%), операционисты в банках (3,70%), рабочие на заводах (3,70%), охранники (3,70%), другое (23,46%).

Футуристические сценарии

По мнению респондентов, уже сейчас:

  • кибербезопасность использует искусственный интеллект для предупреждения угроз;

  • отслеживается время активности потребителя, подача контента сегментируется по времени;

  • привлечь на совместный проект фрилансера так же легко, как и штатного сотрудника;

  • применяется реагирование на локацию потребителя (IoT).

В ближайшие пять лет мы можем увидеть, что:

  • 100% всех правок копирайтера или корректора производит искусственный интеллект, бесконтактное считывание информации о собеседнике на офлайн-мероприятиях (IoT), офлайн-ретейлеры связывают покупателей с соответствующим цифровым профилем при входе в магазин;

  • 95% ответов кол-центров будут производиться роботами, а не операторами, онлайн-маркетплейсы — доминирующий канал продаж;

  • 80% онлайн-покупок полностью обрабатывается без участия человека, улучшение customer experience через отслеживание реакций клиента в режиме онлайн, DA,VR.

А через десять лет:

  • компании управляют биологическими показателями рабочих помещений наравне с экономическими;

  • 95% информационных систем размещены в частном или публичном облаке, налог или лицензия на искусственный интеллект, виртуальный HR-ассистент сопровождает сотрудника весь его жизненный цикл в компании и принимает (предлагает) основные решения в карьерной траектории сотрудника;

  • 50% компаний используют блокчейн-контракты для закупки товаров и услуг, данные отражаются в балансе нематериальных активов компании, офлайн-ретейлеры связывают покупателей с соответствующим цифровым профилем при входе в магазин.

Цифровое лидерство

По мнению участников исследования, через десять лет США и Китай продолжат лидировать в цифровой трансформации. Респонденты отметили, что сильное влияние на цифровизацию экономики будут оказывать Япония, Азиатско-Тихоокеанский регион, в особенности Сингапур, а также Россия. Среднее влияние окажут Европа, Ближний Восток, Израиль, Индия, Южная Корея и Канада.

Сколько сотрудников будут работать дистанционно через десять лет, %

Доля респондентов

Оценка

11,88

>70

15,84

60—70

24,75

50—60

20,79

40—50

16,83

30—40

9,90

<30

Какую долю текущих рабочих мест заменят роботы и искусственный интеллект через десять лет, %

Доля респондентов

Оценка

54,55

до 30

35,35

30—50

9,09

50—70

1,01

70—80

Источник: PwC по данным Digital Leader