1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 60

В каких регионах будет высокая безработица и сократятся бюджеты?

Нынешний экономический спад, который постепенно накрывает Россию, имеет свои отраслевые и пространственные особенности. Высокий уровень безработицы, по оценке экспертов РАНХиГС и аналитиков ВЭБ, будет характерен для сферы рыночных услуг, причем большие риски для занятости сосредоточены в федеральных центрах и городах-миллионниках, а также сопредельных территориях. В структуре региональных бюджетов больше всего сократятся поступления НДФЛ и налога на совокупный доход, который выплачивает малый бизнес.

Начавшийся из-за массовых карантинов и неизбежного спада доходов населения кризис, по оценке ученых Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), сильно бьет по сектору рыночных услуг, который концентрируется в городах, особенно крупных (Московская агломерация, Санкт-Петербург, города-миллионники и другие региональные центры).

Для оценки рисков безработицы эксперты РАНХиГС использовали данные Росстата о занятости в регионах России в отраслях рыночных услуг. Они показывают численность и долю занятых в гостиничной деятельности, общественном питании, операциях с недвижимым имуществом, непродовольственной торговле, ремонте автотранспортных средств. Суммарно в трех выделенных сферах деятельности трудятся порядка 10,8 млн человек. Вместе с занятыми в транспортировке и хранении эта цифра возрастает до 15 млн.

Кроме того, в зоне максимального риска находятся работники сферы туризма, спорта и развлечений, численность которых, по данным профессиональных ассоциаций, составляет не менее 2 млн человек.

Риски для сектора рыночных услуг очень велики. В общепите насчитывается 125 тыс. заведений, в том числе 86 тыс. — рестораны, кафе и бары. В отрасли занято 1,2—1,3 млн человек, более половины из них находятся под угрозой сокращения. По данным президента Федерации рестораторов и отельеров И. Бухарова, за последние недели выручка ресторанов и кафе упала на 50—80%, и падение ускоряется. Банкротства пройдут двумя волнами: 30—40% компаний могут разориться до 1 мая, а в случае отсутствия государственной поддержки доля банкротов может достичь 70%. По сведениям президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии О. Киселевой, в отрасли занято более 750 тыс. человек, из них до 600 тыс. под угрозой сокращения. Продажи в марте снизились на 98%, банкротами могут стать до 70% компаний. В сфере туризма занято около 250 тыс. человек, 80% из них могут лишиться работы.

«Расчеты по трем видам ОКВЭД, по которым есть региональные данные, показали, что самое большое количество занятых — в крупнейших субъектах Федерации, — отмечает аналитик Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, д.г.н. Наталья Зубаревич. — Все они, за исключением Тюменской области, — регионы с городами-миллионниками». Следом за ними идут Красноярский край, Воронежская и Волгоградская области. При худшем сценарии развития кризиса именно в этих городах в наиболее проблемных видах услуг общее сокращение может составить до трети занятых.

Уровень безработицы, по расчетам Института исследований и экспертизы ВЭБ, будет самым высоким во II квартале текущего года. После уровня 4,6% в январе — марте он резко увеличится — до 10% — во II квартале и затем начнет постепенно снижаться (7,2% в III квартале). Однако безработица до конца года не вернется на докризисный уровень (6% в октябре — декабре 2020 г.).

Поступления НДФЛ упадут

В структуре доходов региональных бюджетов прежде всего, по мнению аналитиков РАНХиГС, пострадает НДФЛ. Сокращение его поступлений с большой вероятностью произойдет во всех регионах и будет более существенным в сравнении с предыдущими кризисами. Максимальные риски имеют крупнейшие агломерации, особенно те, в которых доля НДФЛ в доходах бюджета максимальна: Санкт-Петербург (43%), Москва (40%), Московская, Свердловская, Нижегородская области и Приморский край (34—35%).

Снижение налога на прибыль в ходе текущего кризиса можно ожидать в Сахалинской области, с большой вероятностью — в Тюменской области и ее автономных округах, но негативный эффект проявится позднее (в 2021 г.) из-за особенностей выплат этого налога. Потери также будут нести бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, но оценить их масштаб пока сложно, так как самые большие поступления налога на прибыль обеспечивают бюджетам федеральных городов крупнейшие нефтегазовые компании и банки.

Налог на совокупный доход, который уплачивается малым бизнесом, очевидно, сократится, однако его доля в доходах региональных бюджетов регионов невелика (4,4%). Снижение поступлений этого налога будет наиболее чувствительно для регионов, где его доля в структуре доходов бюджета выше средних показателей: во Владимирской, Костромской, Ивановской, Кировской областях (6%). Также весома доля налога на совокупный доход в бюджетах южных, приграничных и столичных регионов с более развитым МСП: в Краснодарском крае, Ростовской, Новосибирской областях (7%), Санкт-Петербурге, Ставропольском, Приморском краях, Калининградской области (6%). В Москве его доля в доходах бюджета немногим выше средней по регионам (4,8%), поэтому столичные власти не торопятся активно поддерживать малый бизнес с целью сохранения налоговой базы. У всех остальных регионов с более развитым МСП денег на его поддержку мало.

Пособия по безработице нужно выдавать без проволочек

Минимально необходимой мерой господдержки в регионах, по словам г-жи Зубаревич, является резкое расширение количества пособий по безработице, выделяемых на три месяца (апрель, май, июнь) по упрощенным критериям (наличие справки об увольнении начиная с нерабочей недели в конце марта) и с быстрой регистрацией в службах занятости. Очевидно, что этими пособиями могут воспользоваться «липовые» безработные, но более жесткий контроль нужно вводить по окончании трех месяцев.

Альтернативным вариантом может стать запуск программы, аналогичной немецкой государственной Kurzarbeit, предполагающей выделение госсубсидии в размере 2/3 оклада сотрудникам организаций и предприятий, а также ИП, попавшим под карантин, на период приостановки деятельности.

Институт исследований и экспертизы ВЭБ к этим мерам добавляет возможность получения льготного (по нулевой ставке) краткосрочного кредита на заработную плату малому и среднему бизнесу. Кроме того, можно сдвинуть с 2021 г. на текущий год часть затрат бюджетов на национальные проекты и госзакупки, чтобы облегчить ситуацию со спросом на услуги и товары МСП.

?ачавшийся из-за массовых карантинов и неизбежного спада доходов населения кризис, по оценке ученых Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), сильно бьет по сектору рыночных услуг, который концентрируется в городах, особенно крупных (Московская агломерация, Санкт-Петербург, города-миллионники и другие региональные центры).

Для оценки рисков безработицы эксперты РАНХиГС использовали данные Росстата о занятости в регионах России в отраслях рыночных услуг. Они показывают численность и долю занятых в гостиничной деятельности, общественном питании, операциях с недвижимым имуществом, непродовольственной торговле, ремонте автотранспортных средств. Суммарно в трех выделенных сферах деятельности трудятся порядка 10,8 млн человек. Вместе с занятыми в транспортировке и хранении эта цифра возрастает до 15 млн.

Кроме того, в зоне максимального риска находятся работники сферы туризма, спорта и развлечений, численность которых, по данным профессиональных ассоциаций, составляет не менее 2 млн человек.

Риски для сектора рыночных услуг очень велики. В общепите насчитывается 125 тыс. заведений, в том числе 86 тыс. — рестораны, кафе и бары. В отрасли занято 1,2—1,3 млн человек, более половины из них находятся под угрозой сокращения. По данным президента Федерации рестораторов и отельеров И. Бухарова, за последние недели выручка ресторанов и кафе упала на 50—80%, и падение ускоряется. Банкротства пройдут двумя волнами: 30—40% компаний могут разориться до 1 мая, а в случае отсутствия государственной поддержки доля банкротов может достичь 70%. По сведениям президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии О. Киселевой, в отрасли занято более 750 тыс. человек, из них до 600 тыс. под угрозой сокращения. Продажи в марте снизились на 98%, банкротами могут стать до 70% компаний. В сфере туризма занято около 250 тыс. человек, 80% из них могут лишиться работы.

«Расчеты по трем видам ОКВЭД, по которым есть региональные данные, показали, что самое большое количество занятых — в крупнейших субъектах Федерации, — отмечает аналитик Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, д.г.н. Наталья Зубаревич. — Все они, за исключением Тюменской области, — регионы с городами-миллионниками». Следом за ними идут Красноярский край, Воронежская и Волгоградская области. При худшем сценарии развития кризиса именно в этих городах в наиболее проблемных видах услуг общее сокращение может составить до трети занятых.

Уровень безработицы, по расчетам Института исследований и экспертизы ВЭБ, будет самым высоким во II квартале текущего года. После уровня 4,6% в январе — марте он резко увеличится — до 10% — во II квартале и затем начнет постепенно снижаться (7,2% в III квартале). Однако безработица до конца года не вернется на докризисный уровень (6% в октябре — декабре 2020 г.).

Поступления НДФЛ упадут

В структуре доходов региональных бюджетов прежде всего, по мнению аналитиков РАНХиГС, пострадает НДФЛ. Сокращение его поступлений с большой вероятностью произойдет во всех регионах и будет более существенным в сравнении с предыдущими кризисами. Максимальные риски имеют крупнейшие агломерации, особенно те, в которых доля НДФЛ в доходах бюджета максимальна: Санкт-Петербург (43%), Москва (40%), Московская, Свердловская, Нижегородская области и Приморский край (34—35%).

Снижение налога на прибыль в ходе текущего кризиса можно ожидать в Сахалинской области, с большой вероятностью — в Тюменской области и ее автономных округах, но негативный эффект проявится позднее (в 2021 г.) из-за особенностей выплат этого налога. Потери также будут нести бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, но оценить их масштаб пока сложно, так как самые большие поступления налога на прибыль обеспечивают бюджетам федеральных городов крупнейшие нефтегазовые компании и банки.

Налог на совокупный доход, который уплачивается малым бизнесом, очевидно, сократится, однако его доля в доходах региональных бюджетов регионов невелика (4,4%). Снижение поступлений этого налога будет наиболее чувствительно для регионов, где его доля в структуре доходов бюджета выше средних показателей: во Владимирской, Костромской, Ивановской, Кировской областях (6%). Также весома доля налога на совокупный доход в бюджетах южных, приграничных и столичных регионов с более развитым МСП: в Краснодарском крае, Ростовской, Новосибирской областях (7%), Санкт-Петербурге, Ставропольском, Приморском краях, Калининградской области (6%). В Москве его доля в доходах бюджета немногим выше средней по регионам (4,8%), поэтому столичные власти не торопятся активно поддерживать малый бизнес с целью сохранения налоговой базы. У всех остальных регионов с более развитым МСП денег на его поддержку мало.

Пособия по безработице нужно выдавать без проволочек

Минимально необходимой мерой господдержки в регионах, по словам г-жи Зубаревич, является резкое расширение количества пособий по безработице, выделяемых на три месяца (апрель, май, июнь) по упрощенным критериям (наличие справки об увольнении начиная с нерабочей недели в конце марта) и с быстрой регистрацией в службах занятости. Очевидно, что этими пособиями могут воспользоваться «липовые» безработные, но более жесткий контроль нужно вводить по окончании трех месяцев.

Альтернативным вариантом может стать запуск программы, аналогичной немецкой государственной Kurzarbeit, предполагающей выделение госсубсидии в размере 2/3 оклада сотрудникам организаций и предприятий, а также ИП, попавшим под карантин, на период приостановки деятельности.

Институт исследований и экспертизы ВЭБ к этим мерам добавляет возможность получения льготного (по нулевой ставке) краткосрочного кредита на заработную плату малому и среднему бизнесу. Кроме того, можно сдвинуть с 2021 г. на текущий год часть затрат бюджетов на национальные проекты и госзакупки, чтобы облегчить ситуацию со спросом на услуги и товары МСП.