1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 56

VR-тренажеры: как с их помощью научить сотрудников минимизировать риски компании

«ЭЖ» продолжает начатый в № 5 разговор об использовании виртуальных технологий в корпоративном обучении. О том, как организовать обучение системе внутреннего контроля с помощью VR-тренажеров, пойдет речь в нашей новой публикации.

Тренироваться на действующей производственной линии новичку или стажеру никто не позволит. А вот использование для этих целей VR-тренажеров дает возможность повысить квалификацию разного класса специалистов до должного уровня.

Необходимо системно обучать персонал управлению рисками

Вводные курсы могут включать в себя адаптацию и обучение нанимаемых сотрудников с использованием виртуального тура по производственному цеху и офису. Рекомендуется разрабатывать базовые комбинированные курсы по управлению техническими рисками и применению процедур внутреннего контроля. Они должны быть нацелены на обучение практическим навыкам риск-менеджмента сотрудников производственного блока всех уровней и отработку часто встречающихся ошибок. Это меры обычного повышения рисковой грамотности сотрудников, улучшающие общее настроение в коллективе, поддержку ценностей и деловую этику.

Как правило, базовый курс не может обойтись без бизнес-тренера, отработки кейсов и ситуаций предотвращения аварий на конкретном производстве. Тренер обращает внимание руководителей на контрольные точки в технологии управления производственными рисками и регулярные ошибки коммуникаций с конфликтами интересов в межфункциональных процессах между производственным блоком и функцией финансов, логистики и снабжения. Это наиболее сложная часть обучения, так как она требует эмоциональной и аналитической работы команды под руководством модератора ролевой игры, так как часто причины аварийности, халатности и ненадежности сотрудников на производстве лежат в области психологии командообразования, риск-анализа и коммуникаций.

Существенные суммы могут быть потрачены как на устранение аварии, так и на ликвидацию последствий, включая убытки в период простоя. Поистине, огромный ущерб приносят репутационные риски.

Факты говорят о том, что, помимо того что полевые сотрудники не следуют правилам промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, многие внутренние инструкции и правила не содержат достаточного количества контрольных точек для их выполнения сотрудниками. Процесс рвется и не покрывает «слепые зоны» или межфункциональные области между отделами компании. Неприятно то, что ошибки все равно выявятся позже, в виде потерь.

Собственникам будут видны недостатки в имеющемся внутреннем контроле лишь в ежеквартальном отчете по авариям, в невыполненных проектах и превышении бюджетов. В подходах стандарта по управлению рисками (COSO ERM) это называется «слабые контроли в отделах операционной среды».

В процессе же обучения часто выясняется, что стандарты внутреннего контроля не понятны или просто не донесены до персонала в доступной форме и на примерах.

В практике риск-менеджмента это обычная история: собственники потратили много времени и денег на создание стандартов, а внедрить их правильно отделы персонала не смогли, так как не провели системного обучения и не переложили инструкцию в простой тренинг.

Бедой являются формальные допуски по Промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды (ПБОТиОС), которые сдают сотрудники рабочих специальностей без понимания того, что делать для предотвращения ситуации форс-мажора. Это и есть «контрольные точки» по предупреждению аварии и «контрольные процедуры» по их практическому выполнению.

Когда в группе производственников разбирается процесс, то люди сами делают выводы, что происходит «снижение риска», и понимают, что делать это надо. Так формируется та самая «мотивация» для выполнения контролей по предотвращению аварии и сохранению репутации компании, и это совсем не интуитивная вещь. Эта отдельная и большая тема для сотрудников отделов по персоналу носит название «Управление изменениями (вносим новые контроли в процесс) и коммуникации (рассказываем о практике людям)».

Отчеты Ростехнадзора подтверждают, что причин аварий в результате возникновения эндогенных пожаров целое множество, также огромное количество причин смертельного травматизма, связанного с воздействием машин и механизмов.

Обычно директора и руководители среднего звена с легкостью соглашаются на внедрение внутреннего контроля, если понимают все его эффекты. Начиная с обычного обучения правилам безопасности и контроля опасных областей в производственном процессе, собственники настроены правильно выстроить систему внутреннего контроля и бизнес-процессы в компании, чтобы своевременно получать необходимую информацию о действительном состоянии компании и реально потраченном бюджете.

Обучение на тренажерах как часть общей политики управления рисками

Имитация работы со сложным оборудованием, отработка действий в чрезвычайной ситуации могут быть стандартизированы в работе на симуляторе или тренажере. В этот список входят курсы-инструктажи и изучение нештатных ситуаций при сдаче допусков сотрудников на знание «Золотых правил промышленной безопасности и охраны труда на производстве», «Инструктажа по управлению рисками при недельном и годовом планировании для сотрудников службы снабжения» или соблюдение «Правил продажи и создания коммерческого предложения для объяснения характеристик продуктов для продавцов» при допуске на работу в офисе.

Обучение может быть реализовано как средство управления рисками в операционных и технологических процессах в промышленности в рамках «Политики управления рисками» и «Правил промышленной безопасности и охраны труда на предприятии» (ОТиПБ), что помогает компаниям обучать сотрудников поведению и соблюдению ценностей компании на производстве. Это достигается за счет интерактивного погружения персонала в различные сценарии нештатных ситуаций и оказания эмоционального эффекта с использованием компьютерной версии оборудования в цеху или на объекте.

Приведем пример одного из промышленных предприятий. Инструктаж по ОТиПБ обязателен для всех сотрудников и гостей на производстве. По росписи в журнале сложно понять, насколько эффективным было обучение. С применением тренажеров и симуляторов инструктаж по ОТиПБ проводят с помощью VR-очков, и обучение занимает 30 минут. У всех обучающихся есть единый стандарт компании и визуализированная инструкция на тренажере, в котором можно отработать рутинные обязанности и «дорожную карту» процесса, а можно выполнить прекращение аварии и эвакуацию в помещении. Сразу можно провести аттестацию компетентности сотрудника в стрессовой ситуации и правильность выполнения работы на объекте. В обучение включено тестирование, что помогает более объективно оценить, насколько сотрудник усвоил информацию и нужно ли повторное обучение.

Решения с применением VR затрагивают наиболее распространенные причины аварий — склонность к риску и несоблюдение правил работы с оборудованием. Внедрение интерактивных курсов и тренажеров виртуальной реальности позволяет снизить прямое влияние таких рисков на бизнес компании, исключить неэффективное использование машинного времени, затраты на ремонт оборудования и репутационные потери.

Особенности работы с инструментами виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)

В чем преимущество виртуальной и дополненной реальности?

Они позволяют создать среду, которая воспринимается человеком через органы ощущения. Фактически VR/AR позволяют смоделировать комфортные условия для получения новых знаний. За обучающегося никто не размышляет, он сам переосмысливает всю воспринимаемую информацию, может принять собственное решение в процессе обучения.

Форматы AR и VR в комбинированном образовании могут быть различными, однако их преимущества перед очным обучением очевидны.

Передача опыта и картинки посредством виртуальной и дополненной реальности в первую очередь обусловлена эффективностью вовлечения и, следовательно, усовершенствованием образовательного процесса.

По данным исследований компании VRARlab, более 90% обучающихся успешно усваивают подобный материал, что дает надежды на эффективное применение виртуальной и дополненной реальности в образовании. Почему?

  1. Новичка не нужно допускать к дорогостоящему оборудованию, он ничего не сломает и не получит травму.

  2. Можно максимально точно сымитировать опасную ситуацию, например пожар.

  3. Учащийся может наглядно увидеть оборудование изнутри, понять принцип его работы.

  4. При обучении задействована моторная память — ученик запоминает нужные для работы движения.

С развитием технологий становится очевидным, что VR — это очень гибкий инструмент для решения множества бизнес-задач. В практике обучения виртуальная реальность имеет наиболее эффективное применение. Симуляторы дают работнику иллюзию реального взаимодействия, и, столкнувшись с подобной ситуацией в реальной жизни, сотрудник будет заранее натренирован на работу.

Есть симуляторы, позволяющие отрабатывать навыки работы с клиентом. В них можно отслеживать ряд важнейших параметров: визуальный контакт, сказанные фразы, скорость речи, общее время и т.д. Работник, в свою очередь, получает сразу обратную связь, что позволит ему скорректировать поведение и зафиксировать ошибки. Таким образом, работники «проживают опыт» без вреда для компании и клиентов. Тот же принцип используется в симуляторах для врачей, инженеров, механиков, пилотов, ораторов, переводчиков и музыкантов.

Например, одна зарубежная сеть начала использовать VR для подготовки своих сотрудников к «черной пятнице»: виртуально работодатель практически готовит своих работников и продавцов к вполне реальным проблемам, которые им предстоит пережить в период самых горячих распродаж и падения потребительского спроса на рынке.

Тренд «рынка продавцов» закончился, и включился «рынок покупателей», когда поставщики товаров и услуг должны ответить исключительно на «потребность покупателей», а не продавать непродаваемые услуги или товары, навязывая уже «бесполезный товар по скидочной цене».

Риск-ориентированный подход и новые технологии в продвижении продаж

Идея введения риск-ориентированного мышления в область всех процессов компании — это новый тренд. Примечательно, что, по мнению маркетологов, российский покупатель изменился и из «щедрого и богатого клиента» превратился в озабоченного экономией «рачительного жадину». Поэтому скидки уже перестали помогать, а помогает пересмотр ассортиментной матрицы с подготовкой «Value preposition/Ценностного предложения под нужды разного клиента». И изучения боли и потребностей целевой аудитории в категориях деления потребителей товаров и услуг «Mass-market» и «Эконом» не избежать, чтобы продавать успешно в нынешние времена. Интернет демонстрирует все чудеса привлечения потребителей и явно обозначает место встречи с ними, применяя статьи с калькуляторами расчета, видеоролики, форумы и шлейфовую рекламу через многоканальную модель продаж «Omni-channel», о которой сотрудники отдела продаж уже должны знать. И большой проблемой для собственника становится персонал, который транслирует ему свои устаревшие знания, предлагая не работающие в новой обстановке решения, в результате планы продаж не выполняются и сопровождаются «затоваркой на складе», а главное, возникает дефицит оборотного капитала, хранящийся в неликвидном товаре.

Такие руководители создают проблемы для компаний, так как представляют собственнику, занятому проблемами развития бизнеса, просто недостоверную, искаженную картину о его состоянии. Поэтому руководителей тоже необходимо учить.

В некоторых видах бизнеса, например, актуально использование моделей помещений, где одним кликом мышки компьютера или мобильного телефона можно не только расставлять мебель, но и представить разные цвета и фактуры стен и полов. Этот эффект сотрудничества в VR/AR-пространстве дает сильный эмоциональный «эффект присоединения покупателя к продавцу» и является отличным инструментом продажи.

Особенно полезно изучить потребительские предпочтения для целевой аудитории среднего и цифрового поколения «миллениалов», «Z», «X», чтобы узнать, что любят и во что верят платежеспособные категории клиентов. Руководители уже не могут и не должны оставаться в стороне от повышения грамотности своих менеджеров и улучшения собственного образования об изменившихся трендах на рынке и новых процессах для своей системы внутреннего контроля.

И, конечно, полезно помнить, что выявление рисков и их предотвращение — это не задача продавцов или операционного персонала. Это инструмент управления для топ-менеджмента, поэтому не надо питать иллюзий, что рядовые сотрудники будут сами находить и предотвращать риски. Они делают свою работу согласно должностным инструкциям и ожидают оплату, собираются в отпуск или замуж, ищут новую работу в отрасли и, возможно, даже в компании конкурентов.

По статистике, только 10% людей заинтересованы в улучшениях и готовы пытливо и постоянно генерировать новые идеи. Остальные знают, что инициатива наказуема и сопровождается новыми бесплатными обязанностями, они выполняют свою работу и ждут зарплату.

Сотрудники абсолютно правы в этом потому, что риск-ориентированный подход к решениям разных задач надо объявлять как «идеологию бренда и волю топ-менеджмента» в компании. И предварительно ее надо произвести и создавать с консультантами и своими ключевыми экспертами, которые осведомлены о приоритетах в стратегии развития и ключевых проектах.

Таким образом, будет запущена процедура риск-ориентированного мышления и работы при обучении персонала, где руководителям среднего звена, наконец, пояснят, как теперь работать и применять новые инструменты другого способа ведения бизнеса и продаж в периоды высокой изменчивости.

Ограничения новых цифровых технологий: внимание человеческому фактору и необходимость комплексного подхода

Очень важно знать, что происходит на рынке, чтобы понимать, где в этой среде находится наша компания. И крайне важно принимать свои решения не в изоляции, а в контексте. Но важно учитывать таланты и ресурсы духа нашей компании, чтобы побыть в тишине своего коллектива и создавать среду и возможности для его роста и его развития.

Если говорить о применении новых технологий, например, в сфере электроэнергетики, крайне важной для бесперебойного снабжения городов, есть примеры в статистике случаев аварийности Ростехнадзора, связанные с ошибками оператора на подстанции, когда он неверно оценил уровень напряжения. В результате произошло короткое замыкание и авария на линии электропередачи с последующими каскадными отключениями в районах города. Последствиями такого инцидента для генерального директора являются не только хлопоты с восстановлением электроснабжения, но и необходимость брать крупные и срочные кредиты, чтобы оплатить незапланированные ремонты. Финансирование необходимо сейчас, а возможность компенсировать финансовую нагрузку появится сильно позже через программу промышленной безопасности при бюджетировании производства на следующий год.

Если опираться на ценности компаний в электроэнергетике, то они основываются на таких принципах, как: надежность, качество, непрерывность, безопасность, репутация; тогда очевидными станут компетенции и нужные навыки, которым важно обучать сотрудников в отделах главного инженера и которые обеспечивают его деятельность в службах. При этом важна командная работа всех категорий сотрудников, создающих цепочку ценностей.

И на помощь приходит инструмент риск-менеджмента и внутреннего контроля, которому надо обучать каждого сотрудника на понятном ему примере из финансов, производства или логистики. Тогда и создается комплексная очно-заочная программа обучения для руководителей среднего звена и их ключевых экспертов с применением VR-тренажера для технических и операционных сотрудников службы главного инженера, диспетчерских и ремонтов.

Таким способом и осуществляется практический и интегрированный в жизнь компании риск-менеджмент, где контроли осуществляют руководители и рядовые сотрудники, применяя единую методологию и единый риск-ориентированный подход в своей обычной работе.

Внедрение корпоративной идеологии с трансляцией ее ценностей и инструментов происходит через системную стратегию развития сотрудников и Центр обучения, роста и аттестации квалификации в службе персонала. В действительности в обучении персонала без веского слова, воли собственника и действий его управленцев ничего не делается. Обучение через снижение рисков неудачи в достижении поставленной цели является залогом и факторами успеха в любом проекте и направлении бизнеса собственника.

В нашем менталитете часто отсутствует четко прорисованная дисциплина, зато присутствует эмоциональность и огромные творческие способности и таланты людей. Поэтому собственники уже понимают, что роль внутреннего контроля трудно переоценить и его контрольные процедуры и периодичность — это часть «дыхания и ритма бизнеса», которую могут настроить только руководитель и воля собственника.

Важно осознавать, что формальная централизованная дисциплина по соблюдению приказов лишает людей творчества и снижает их возможности для поиска себя и созидающих решений. Но риск-ориентированное мышление как основа решений и идеологии в компании прибавляет смелости и гибкости сотрудникам, в первую очередь как ресурс творческой личности вместо часто безразличной к делу запуганной штатной единицы.

Сегодня все уже понимают, что обсуждение и знание рисков среди членов совета директоров недостаточно, а проблему и причины неудач теперь не только разбирают на совещаниях с «разбором полетов и наказанием виновных», но и оперативно транслируют вниз до всех операционных сотрудников. Это очень хорошо, что собственники и менеджмент теперь осознают, что коллектив как содружество единомышленников лучше, чем команда карьеристов.

Что значит комплексное решение на основе VR для обучения персонала?

Комплексное решение объединяет экспертизу по созданию готовых курсов в виртуальной реальности с очным участием бизнес-тренера по охране труда и промышленной безопасности и разработку архитектуры VR-решений по запросу заказчика. Подобные решения ориентированы на предприятия нефтегазового сектора, нефтехимию, металлургические производства, энергетику и добывающие индустрии — отрасли, где велика роль человеческого фактора и есть риски производственного травматизма.

***

Есть несколько самых важных плюсов использования тренажеров в обучении сотрудников:

  • экономия ресурсов на обучение, так как снижаются затраты на логистику и персонал при обучении, благодаря взаимодействию с виртуальными копиями помещений и оборудования;
  • скорость и эффективность: виртуальная среда обеспечивает погружение и усвоение материала на уровне зрительной памяти;
  • масштабируемость: обучение в VR легко тиражируется на всю филиальную сеть и дочерние компании и позволяет внедрить единые стандарты.

По словам директора по развитию Андрея Березенкова, компания по разработке и производству игр и VR-тренажеров ООО «ДИДЖИЭМЭЙ», многие предприятия выражают значительную потребность в прогнозировании событий с помощью технологий виртуальной реальности для принятия правильных решений в случае необходимости. «Наступил тот момент, когда то, что еще недавно считалось фантастикой, стало реальностью. Новые технологии будущего, к которым, безусловно, относится VR, уже сегодня помогают людям решать сложнейшие задачи, и главная из них — это сохранить жизнь человека, снизить риск причинения вреда его здоровью и улучшить условия труда и жизнедеятельности. Мы гордимся тем, что можем в этом участвовать и помогать своими знаниями».

Управление рисками — это система, которая объединяет внутренний контроль и целую отдельную технологию по управлению изменениями и коммуникациями. На интуиции это не работает, отделы управления персоналом также должны владеть инструментарием в этой области и участвовать в программах обучения персонала. И руководитель компании должен проверить или заранее создать единую образовательную систему и программу обучения, куда можно встроить AR/VR, до начала производства и заказа профессиональных тренажеров.

В налаженной заранее системе обучения в доверительной форме практикума можно обсуждать с сотрудниками любые перемены, укреплять и объединять коллективы в одну очень устойчивую лодку, такую необходимую именно сейчас и менеджменту, и собственникам.