Управление изменениями и обучение сотрудников с применением корпоративных тренажеров VR/AR

| статьи | печать

Знание процессов и внутренний контроль необходимы для устойчивого развития предприятия. Здесь не обойтись без применения новейших технологий, таких как виртуальные корпоративные тренинги (VR Corporate training). О целях, возможностях и применении этих технологий рассказывает Оксана Степаненко, специалист в области управления рисками, внутреннего контроля и управления изменениями, корпоративный бизнес-тренер, эксперт Высшей школы менеджмента Университета нефти и газа им. И.М. Губкина, бизнес-школы программы MBA/MPA РАНХ ИГСУ Президента РФ.

В последние годы роль риск-менеджмента существенно возросла в связи со сложной операционной средой и ее изменчивостью. Еженедельно новые отраслевые и экономические изменения в мире осложняют управление производством и бизнесом, поэтому инструмент управления рисками становится источником дополнительного бюджета при сокращении потерь за счет снижения числа ошибок. Эта цель достигается через активное вовлечение сотрудников в процессы принятия решений и повышение рисковой грамотности. Формирование в компании риск-ориентированной корпоративной культуры сопровождается не только введением Политики управления рисками и мер превентивного внутреннего контроля (Risk management & Internal Control standard), но и активной, хорошо продуманной программой обучения и мотивации персонала в производственных, продающих отделах и службе снабжения производственных компаний.

Использование новых технологий повышает вовлеченность сотрудников

Внутренний контроль сейчас является хорошим подспорьем для менеджмента при делегировании задач руководителям среднего звена, что заметно помогает генеральному директору сокращать непроизводительное время простоев и потерь из-за ошибок, несогласованных коммуникаций между отделами, халатности или неотрегулированных внутренних процессов. Совершенствование процессов компании может проходить через обучение, мотивацию и поддержку риск-ориентированного мышления, являющихся частями Стандарта COSO ERM-системы по управлению рисками и внутреннему контролю, направленного на сокращение потерь в компании.

Внедряя в компании разный инструментарий по управлению рисками, руководители нередко сталкиваются с сопротивлением коллектива введению всего нового, так как это требует времени на обучение и практику. Но с появлением новых технологий обучение сотрудников может становиться все более интересным и продуктивным, если применять образное мышление и визуализацию результатов.

Как показал ряд исследований, психология человеческого восприятия некритически отличает виртуальную реальность от реальной. Более того, человек запоминает на 70% больше с применением образов и звуковых ощущений. Поэтому обучение с применением VR/IR/AR-симуляторов и тренажеров становится увлекательным и более запоминающимся для сотрудников процессом, когда природа включает мышечную, звуковую и зрительную память.

Замечено, что чем более высокий уровень вовлечения сотрудника в процесс и чем выше его заинтересованность в освоении производственного процесса, тем ниже его сопротивление (см. рисунок). Интерес и поддержка нововведений и внедрение нового возникает на шаге, когда сотрудник не только осведомлен, но и знает, понимает, использует и горячо поддерживает инициативу руководства. Огромное значение в этом играет командообразование и методы передачи знаний и наставничества.

Динамика сопротивления сотрудников изменениям


Часто плохо организованная процедура обучения со стороны функции управления персоналом является главной причиной недостижения эффекта в компании от дорогостоящих внедрений. Руководители отделов обучения и оценки персонала просто недооценивают роль отторжения сотрудниками новых инструментов и технологий в работе, особенно более старшим поколением сотрудников, которые не так легко обращаются с ИТ-продуктами. В результате нарушается передача навыка работы от более знающего наставника. Но компании важно формировать свою базу знаний с анализом ошибок и рисков прошлых лет. Сотрудники боятся и не используют новый инструмент, который лежит на полке, просто потому, что вовремя не поняли его практической пользы, а почувствовав себя глупыми, больше не стремятся изучать трудное дело самостоятельно. Таким образом, дорогостоящие ИТ-системы и аналитические базы с прогнозным анализом не используются по одной несложной причине — продукт не прижился на практике.

Собственник компании вложился в технологию и верит в капитализацию компании, а сотрудники не поняли всей ее выгоды и пользы для себя и не используют ее. Эффект от внедрения не достигнут просто потому, что внедрение нового инструмента в работу не произошло из-за отдела кадров и мало заинтересованных сотрудников.

Риск человеческого фактора понижается за счет выпуска инструкции об использовании, но она не будет «дорожной картой» сотруднику и не убедит его в выгодах и пользе для работы его отдела, а также компании в целом.

По словам владельца компании по дистрибьюции лакокрасочной продукции ООО «Арлюма Трейд» Зураба Мишина: «Риски человеческого фактора в моем бизнесе важны в условиях кризисного рынка. Поэтому обучение всех уровней сотрудников риск-ориентированному подходу с практикумами при участии бизнес-тренера предоставило нам возможность свежим взглядом посмотреть на свои ошибки и проанализировать причины рисков невыполнения планов. Загоревшийся интерес в глазах сотрудников команды и их готовность пересмотреть методы работы, выйдя в офис для проведения анализа даже в воскресные дни, показали мне как собственнику, что это надо было делать раньше».

Действительно, факт подтверждает теорию. Именно на этом шаге творчества в сотруднике рождается ответственность и возникает желание поделиться знаниями с коллегами.

Направления использования инструментов виртуальной реальности на предприятиях

Успешное применение технологий виртуальной реальности позволяет сокращать затраты на командировки в учебные центры и дистанционно и очно-заочно обучать и тестировать сотрудников по всей географии дочерних обществ и филиальной сети. Технологии виртуальной реальности — технологии будущего, которые стали реальностью.

В международной и российской практике инструменты обучения в реальной и виртуальной реальности на промышленных предприятиях представлены в следующих основных формах:

  • очные практикумы и тренинги, обсуждение нестандартных ситуаций в рабочих группах;

  • привлечение бизнес-тренера, коуча для модерации совещания;

  • применение VR-тренажеров (VR, Virtual Reality) и симуляторов опасных ситуаций как средства превентивного внутреннего контроля по управлению рисками для обучения нового персонала и повышения квалификации основного коллектива;

  • разработка тренажеров для повышения производственной безопасности;

  • виртуальная переговорная комната, виртуальные совещания;

  • совместное интерактивное проектирование сценариев форс-мажорных ситуаций и проведение стресс-теста на симуляторе виртуальной реальности;

  • обучение диагностике, техобслуживанию и ремонту оборудования;

  • применение машинных сенсоров в помощь органам зрения сотрудника;

  • удаленный контроль хода строительства;

  • практика применения VR в МЧС, медицине, обучении, ретейле.

Технологии виртуальной реальности подходят для различных категорий сотрудников, решают широкий спектр производственных и маркетинговых задач, сокращают время и затраты на обучение и переподготовку специалистов, обеспечивают безопасность.

Тренды в обучении и образовании изменились и становятся более полезными и интересными, если новые технологии поставлены во благо и на службу человеку и производству.

Что же может дать применение VR-тренажеров в сфере промышленной безопасности? В первую очередь это:

  • дистанционное обучение «полевых» сотрудников в удаленных регионах;

  • корпоративные тренинги «Симуляторы аварийных ситуаций и „дорожная карта“ их устранения», оценка поведения специалистов в ситуации форс-мажора и ЧС;

  • разработка контрольных процедур в технологическом процессе для предотвращения аварии или осложнения и простоя;

  • моделирование возможных последствий технологического риска и унификация производственных операций.

Современный уровень развития рынка VR/AR

Технологиям виртуальной и дополненной реальности больше полувека. Мы привыкли видеть в них решения для индустрии развлечений. На самом деле VR и AR уже приспособили под свои задачи и потребности ведущие промышленные предприятия по всему миру. Но проблема в том, что специализированных решений для производственников на рынке нет, компании вынуждены под каждый проект делать свою разработку, самостоятельно решать задачи интеграции VR-инструментов в процессы компании, их конвертации и масштабирования по филиальной сети.

Дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) стали одним из ведущих направлений развития в 2016—2019 гг. Приложения на базе этих технологий задействованы во множестве разных областей, в добывающих отраслях, промышленности, маркетинге, образовании, здравоохранении, индустрии моды, искусстве.

Если в 2014 г. было зафиксировано меньше миллиона пользователей различных инструментов «виртуальной реальности» в мировой практике, то уже в 2018 г. цифра перешла порог за 150 млн и продолжает стремительно расти. Аналитики из Zion Market Research подсчитали, что в 2016 г. объем рынка в денежном выражении превысил 2 млрд долл. Специалисты из Fortune Business Insights дали оценку рынка за 2017 г. уже в 6 млрд, а за счет лавинообразного распространения технологий VR мировой рынок достиг в 2019 г. отметки в 22 млрд долл. и будет продолжать стремительно расти. К 2022 г. глобальный оборот от продаж корпоративных решений для VR/AR-обучения вырастет до 6,3 млрд долл., говорится в отчете исследовательской компании ABI Research.

В первую очередь такие быстрые темпы роста данного рынка могут достигаться за счет использования технологий VR в тяжелой и химической промышленности, нефтеперерабатывающей и газовых отраслях, за счет разработки обучающих тренажеров и профессиональных симуляторов для сотрудников предприятий. Мощным катализатором рынка также выступает создание приложений для образовательной сферы при быстром изучении иностранных языков, где эффект усвоения на образах выше на 60—70%1.

Области применения VR-технологий в корпоративном обучении

Во многих отраслях новые технологии уже успешно используются.

VR-симуляторы, например, нашли применение в области сложного строительства. Какие возможности и эффекты дали эти технологии в данной сфере? Прежде всего, это:

  • детальное моделирование плана работ, прогнозы;

  • оптимизация последовательности действий и графика поставок;

  • контроль и обслуживание процесса строительства онлайн;

  • снижение риска простоя и непроизводительного времени;

  • сокращение потерь.

Еще одна сфера применения VR-симуляторов производственного цеха — в области судостроения. И здесь выявляется множество возможностей и эффектов. Назовем основные:

  • виртуальные прогулки по моделям изделий, объектов и цехам производства;

  • прогноз исполнения в условиях стесненности, ограничения времени и пространства;

  • детальное проектирование и верификация рабочих технологий в производстве;

  • отработка технологий монтажа/демонтажа оборудования на «электронных манекенах»;

  • дистанционное обучение технических специалистов отрасли в «комнате виртуальной реальности» и тестирование их квалификации;

  • создание новой линейки инжиниринговых услуг по анализу на технологичность изделий для оказания сторонним организациям.

В качестве примера можно привести первый центр виртуальной реальности в области отечественного судостроения, появившийся недавно в одной из российских компаний.

Уже на протяжении трех лет он позволяет предприятию решать такие задачи, как:

  • проектирование и верификация рабочих технологий в процессе создания изделий;

  • анализ возможности выполнения работ в помещениях с высокой степенью затесненности;

  • отработка технологий монтажа/демонтажа оборудования в помещениях с использованием электронных манекенов;

  • анализ оптимальности размещения трубопроводов, элементов систем вентиляции и оборудования в помещениях;

  • наглядное представление заказчикам результатов работ (в том числе планировочных и компоновочных решений);

  • «виртуальные прогулки» по моделям изделий, объектов и производств; оказание инжиниринговых услуг по анализу на технологичность изделий и выполнению комплекса расчетов сторонним предприятиям и организациям.

Центр виртуальной реальности представляет собой «комнату виртуальной реальности», состоящую из четырех экранов и проекторов обратной проекции, системы интерактивного взаимодействия, отслеживающей положение человека в виртуальном пространстве, устройства обратной тактильной связи, а также включает в себя костюм и перчатки виртуальной реальности. В перспективе это может позволить предприятию выполнять коллективные работы над одним проектом совместно со специалистами других компаний и организаций, а также дистанционно обучать специалистов отрасли и профильных высших учебных заведений.

Подходы к управлению изменениями и внутренними коммуникациями на примере нефтяных компаний

От методов управления изменениями и внутренними коммуникациями очень сильно зависит успех внедрения новых технологий в промышленной группе компаний и ее разветвленной филиальной сети в регионах. Рассмотрим методы управления изменениями на примере более подверженных высокому риску нефтяных компаний.

Ввиду того что уровень подготовки и профессионального опыта у всех сотрудников очень разный, то обучить их работать с новой ИТ-аналитикой, с новым станком с числовым программным управлением или станцией ГТИ с большим количеством мерцающих параметров на экранах буровой нефтяной площадки возможно, но через серию простых, пошаговых и погружающих практикумов с последующей аттестацией, дополнительным обучением сотрудников и супервайзеров на опасных объектах.

Касаясь темы нефтяных компаний, надо отметить, что технологические риски при производстве бурения являются причиной очень значительных потерь, которые основаны на ряде организационных, операционных и производственных рисков, а также рисков промышленной безопасности ПБОТиОС («Промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды») при допуске сотрудников на производство, где на кону стоит жизнь, здоровье специалистов, сохранность объектов и репутация бренда.

Последствия от аварий на опасном производстве или осложнений в ходе технологического процесса крайне дорогие. Поэтому нефтяные компании уделяют серьезное внимание обучению супервайзеров и экспертов отделов технологий и инноваций на буровых площадках и не только. Обучение с аттестацией проходят также и обслуживающие отделы функции закупок, снабжения и финансов. Чтобы исключить риск неготовности строительной площадки или дефицита материалов на буровой при некачественном планировании поставок, службы отделов обучения проводят практикумы и тренинги по формированию риск-ориентированного мышления в командах. Услуги бизнес-тренера с практикой в управлении операционными и технологическими рисками при обучении нескольких сотен супервайзеров не дешевы, поэтому для снижения бюджета можно использовать комбинированную форму обучения — очно-заочную.

Есть практика приглашения тренера для обучения руководителей среднего звена, а «полевых» сотрудников и супервайзеров в отдаленных и труднодоступных регионах можно обучать на VR-тренажерах по работе с буровым оборудованием и тренажерах имитационной станции геолого-технологических исследований с VR-симуляцией возможных форс-мажорных ситуаций. На языке риск-менеджеров это называется выполнением «стресс-теста», возможно провести анализ сценариев развития аварии на буровой средствами муляжа в виртуальной реальности, чтобы заранее продумать действия буровых сотрудников и супервайзеров по предотвращению ситуации взрыва и возгорания, а не в реальной жизни на реальных буровых объектах.

Выгоды применения такого полезного инструмента для нефтяной отрасли очевидны. Осталось создать этот полезный инструмент, близко имитирующий модель оборудования и симуляцию условий буровой в VR-комнате компании, чтобы начать проводить оценку квалификации и дистанционно обучать супервайзеров и буровых специалистов по всем буровым площадкам регионов России.

Этот опыт широко применяется сегодня в международной практике США, Гонконга и Китая в службах МЧС, пожарной охраны, авиации, автосервисах и производственных компаниях.

Интересно, что VR-тренажер полностью повторяет оборудование, так как отрисовывается по их макету, но в продолжение развития его функций видно, что на обучающем пульте манекена пожарной службы можно получать «риск-сообщения» о вариантах решения и поведения в ходе пожара или возгорания. ИТ-аналитика тренажера предлагает человеку продуманные готовые решения, как лучше вести себя в ситуации стресса и ограниченного времени. Это касается ситуации предотвращения пожара с первых минут возгорания, эвакуации людей или их безопасного поведения.

Практически обучение технике безопасности ПБОТиОС по снижению рисков в форс-мажорной и нестандартной ситуации повышенной опасности может проводиться дистанционно с небольшой долей участия тренера за счет использования новых VR-технологий.

***

Говоря о несомненных плюсах новых технологий, обсуждаемых в статье, прежде всего стоит упомянуть снижение аварийности на производственных объектах, сокращение непроизводительного времени и простоев на аварии и осложнения (по приблизительным оценкам оно доходит до 20%).

Кроме того, существенно снижаются затраты на обучение и овладение процедурами внутреннего контроля. Еще один плюс: систематическое обучение сотрудников в далеких и труднодоступных районах становится вещью обычной и доступной для любого регионального производства.

И в России, и за рубежом главным драйвером развития рынка иммерсивного обучения служит спрос со стороны производственных компаний и корпораций. Для большинства университетов оно выглядит дорого, а компании, наоборот, видят в нем способ уменьшить расходы.


1 Источники информации: