Государство внедряет цифровые технологии для поддержки бизнеса, но число МСП пока падает

| статьи | печать
Государство внедряет цифровые технологии для поддержки бизнеса, но число МСП пока падает

Первые результаты работы цифровой платформы «За бизнес» представили ведущие бизнес-объединения страны. Чаще всего предприниматели жалуются на нарушения при возбуждении уголовных дел, фальсификацию доказательств, необоснованное заключение под стражу и отказ в удовлетворении жалоб. Между тем Росстат фиксирует сокращение доли среднего и малого бизнеса в российской экономике.

Цифровая платформа для приема обращений предпринимателей из-за оказания на них неправомерного давления со стороны правоохранительных органов — «За бизнес» (забизнес.рф) — начала работу в ноябре прошлого года.

Учредителями АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» стали ведущие бизнес-объединения страны — «Опора России», Деловая Россия, РСПП, ТПП РФ, Агентство стратегических инициатив (АСИ), а также Минэкономразвития. Гендиректором АНО стала председатель коллегии по спорам в сфере цифровой экономики Арбитражного центра при РСПП Элина Сидоренко.

Первые итоги работы платформы ее учредители подвели на днях в РСПП. По словам г-жи Сидоренко, за время функционирования цифрового сервиса уже поступило 631 обращение, 117 из них отклонили как не относящиеся к сфере предпринимательской деятельности, по 201 обращению были запрошены дополнительные документы. 253 обращения направлены в адрес правоохранительных органов (155 — в МВД, 52 — в Следственный комитет, 40 — в Генеральную прокуратуру, шесть — в ФСБ России).

Самые популярные темы для обращений — нарушения при возбуждении уголовных дел, фальсификация доказательств по делу, необоснованное заключение под стражу и неправомерный отказ в удовлетворении ходатайств и жалоб.

Наибольшее количество обращений поступило из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Челябинской области.

Участники совещания в РСПП пришли к единому мнению о том, что процедуры рассмотрения обращений должны быть прописаны таким образом, чтобы ни одна жалоба не осталась без внимания и в кратчайшие сроки направлялась в соответствующее ведомство.

Платформа «За бизнес», по оценке Э. Сидоренко, нуждается в ряде технических доработок, а также в усовершенствовании регламентации процедур.

Для ее дальнейшего успешного функционирования, в частности, необходимо настроить жизненный цикл обращений и уведомлений, наладить отправку обращений на электронную почту МВД России, расширить анкетную часть обращений для заявителя и др.

Для комфортной и оперативной работы на площадке «За бизнес», по мнению председателя «Деловой России» Алексея Репика, необходимо доведение платформы до более качественного состояния пошагово в течение месяца.

В целях обеспечения эффективности работы платформы и соблюдения законности при рассмотрении обращений эксперты ТПП предлагают внести в Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» изменения, направленные на законодательное закрепление статуса цифровой площадки.

Кроме того, в ближайшее время по инициативе ТПП РФ будет доработан регламент платформы. Обновленный регламент предоставит возможность заявителям направлять обращение для рассмотрения в правоохранительные органы, выбрав в качестве соисполнителя лишь одно бизнес-объединение. На сайте платформы будет учитываться информация о продлении сроков рассмотрения обращений, а также предусмотрена возможность реагирования предпринимательских объединений на ответы правоохранительных органов.

«Сейчас в рабочем режиме и с руководством, и с центральными аппаратами госведомств отлаживаем механизм работы через платформу, — проинформировала президента страны глава АСИ Светлана Чупшева на встрече в Кремле. — Уверена, что в этом году будут первые результаты, потому что уже есть несколько примеров решения проблем, с которыми обращались предприниматели».

Тем временем Росстат фиксирует сокращение доли среднего и малого бизнеса в российской экономике до 20,2%, хотя по планам правительства она должна неуклонно расти. Кабинету министров Михаила Мишустина нужно увеличить ее до 23,5% по итогам текущего года.

Снижение доли МСП в отечественной экономике в «Опоре России» связывают с недостаточностью усилий по созданию комфортной бизнес-среды, монополизацией и огосударствлением ряда рынков, снижением платежеспособности населения, ростом фискальной нагрузки, увеличением издержек бизнеса из-за наращивания тарифов темпами выше инфляции.

«Сколько бы государство на словах ни ратовало за увеличение доли небольших предприятий в экономике, на практике оно мало заинтересовано в этом, — комментирует ситуацию предприниматель Дмитрий Потапенко. — Бизнес в России вести становится невыгодно».

«Был хороший единый налог на вмененный доход, он действует с оговорками последний год и будет отменен в 2021 г., — напомнил г-н Потапенко. — Это был удобный инструмент, почему от него решили отказаться, предпринимателям никто объяснять не стал. Другая негативная тенденция — постоянное усложнение отчетности. Если раньше предприниматель мог самостоятельно ее подготовить и сдать в налоговую службу, то теперь ему просто необходимо нанимать бухгалтера, иначе налетишь на штраф и еще большие расходы».

«Опора России» предлагает дополнить раздел национального проекта по развитию среднего и малого бизнеса, посвященный улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, новыми задачами в связи с прекращением в 2021 г. действия «единого налога на вмененный доход» (ЕНВД). В октябре 2019 г. бизнес-объединение уже обращалось в письме в правительство с просьбой пересмотреть подходы к налогообложению и льготам для МСП в связи с отменой ЕНВД.

Среди предложений «Опоры России», которые нужно включить в нацпроект, — демонополизация рынков, развитие малого и среднего предпринимательства в отдельных прорывных отраслях (например, внутренний туризм), совершенствование института банкротства с целью защиты прав компаний, которые бы хотели пройти процедуру оздоровления и сохранить бизнес, упрощение отчетности для предпринимателей, компенсация работодателям «северных» надбавок, повышение порогов отнесения предприятий к субъектам МСП.

В общем, не «цифрой» единой нужно поддерживать средний и малый бизнес.