1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 485

Власти готовятся к запуску эксперимента по маркировке воды

О работе над экспериментом по маркировке воды рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на итоговом за 2019 г. заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. По его словам, тестирование технологии продлится в течение 9 месяцев. Власти считают, что маркировка питьевой и минеральной воды поможет не допустить на российский рынок нелегальную продукцию, включая контрафакт, фальсификат и контрабанду. По разным оценкам, теневой оборот на этом рынке составляет от 1 до 30%.

В начале декабря 2019 г. президент России Владимир Путин дал указание правительству рассмотреть и поддержать предложение по включению бутилированной воды в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, и организовать добровольный эксперимент для отработки всех технических аспектов. Маркировку минеральной и питьевой воды как одну из мер противодействия нелегальному обороту поддержали федеральные органы исполнительной власти, на особом контроле тема нелегального оборота воды находится в Совете Федерации.

На заседании Госкомиссии первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин напомнил, что с точки зрения нормативного регулирования водопользования вода подразделяется на минеральную и питьевую расфасованную. Минеральная вода делится на столовую, лечебно-столовую, лечебную.

«В настоящее время контроль на всех стадиях оборота воды (добыча, розлив, упаковка, транспортировка, реализация) фактически размыт между различными министерствами и ведомствами. Несмотря на то что сфера производства и оборота минеральной воды более регулируемая, чем сфера питьевой воды, за счет учета каждого месторождения, статистические данные и по минеральной воде значительно отличаются», — отметил сенатор. Он также обратил внимание, что использование водопроводной воды выглядит наиболее распространенным способом подделки или имитации известных брендов питьевой воды на рынке России.

Это подтверждается данными, представленными Генеральной прокуратурой и МВД. География таких нарушений обширна, но значительная масса приходится на Московскую область. Моментально выявить подделку потребитель практически не в состоянии (отравиться такой водой сложно, но и пользу здоровью она не принесет). При выявлении нарушения в лабораторных условиях найти виновного не так просто — из-за непрозрачности цепочки поставки и возможности быстрого прекращения деятельности недобросовестных индивидуальных предпринимателей.

По словам участников Госкомиссии, маркировка питьевой и минеральной воды поможет не допустить на российский рынок нелегальную продукцию, включая контрафакт, фальсификат и контрабанду. «Есть расхождение цифр по нелегальному обороту воды — от 2 до 30%, однако мы с коллегами пришли к общему выводу, что в течение девяти месяцев нам нужно утвердить общий план действий в этой сфере, в который в том числе войдет и эксперимент по маркировке минералки и бутилированной питьевой воды», — отметил Д. Мантуров.

Он добавил, что на заседании была достигнута договоренность активной и дисциплинированной работы производителей с оператором системы маркировки — ЦРПТ. Работа над экспериментом по маркировке минеральной и питьевой воды начнется в январе текущего года. К концу сентября чиновники планируют принять решение о продолжении эксперимента либо о введении обязательной маркировки этого вида продукции.

Участники рынка против внедрения КИЗ

Начиная с 2017 г. тема внедрения электронной маркировки товаров контрольными идентификационными знаками (КИЗ) стала одной из ключевых для пищевой индустрии. С одной стороны, и производители, и потребители пищевой продукции заинтересованы в том, чтобы сделать путь продукта «от поля до прилавка» максимально прозрачным.

С другой стороны, представители сразу нескольких индустрий недовольны тем, как продвигается проект, и предупреждают, что нежелание профильных ведомств идти на диалог с бизнесом в этом вопросе приведет к многомиллиардным убыткам промышленности. Также в числе негативных последствий введения маркировки называются банкротство предприятий малого и среднего бизнеса, рост потребительских цен на товары и сокращение налоговых отчислений.

Против внедрения маркировки выступают и крупнейшие объединения производителей бутилированной воды. Они подчеркивают, что в последнее время были предприняты серьезные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере контроля за оборотом питьевой и минеральной воды, многие недобросовестные производители были лишены права использовать свидетельства о наименовании места происхождения товара (НМПТ).

Дополнительный положительный эффект в данном направлении может принести ужесточение деятельности со стороны контрольно-надзорных органов. Цифровую маркировку участники рынка считают избыточной мерой и собираются настаивать на пересмотре контура проекта и его дальнейшем развитии только в диалоге с бизнес-сообществом.

Минсельхоз поддержал производителей

Позицию игроков разделяет Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Выступая на заседании Госкомиссии, он сообщил, что рынок питьевой воды нуждается в совершенствовании механизмов госрегулирования, в том числе направленных на контроль над использованием объемов воды, учет направлений использования добытой воды, включая розлив и бальнеологические цели, актуализацию действующих нормативных документов и стандартов.

В этих целях Минсельхоз России совместно с Советом Федерации, федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми ассоциациями сформировал План мероприятий по реализации необходимых мер в части противодействия незаконному обороту упакованной питьевой воды, который также включает в себя и природную минеральную воду. По словам министра, реализация Плана уже началась, его мероприятия рассчитаны до III квартала 2020 г.

Комментируя инициативу по цифровой маркировке питьевой воды, Д. Патрушев отметил, что, по данным Роспотребнадзора, объем фальсификата на рынке питьевой воды составляет 1,5%, а доля контрафакта, по экспертным оценкам, не превышает 1%, что является незначительным показателем. Рассмотрение вопросов о проведении эксперимента по внедрению цифровой маркировки возможно только после оценки ее целесообразности, считает министр.

Согласно данным, опубликованным Роспотребнадзором в конце декабря, в прошлом году сотрудники ведомства проверили более 50 тыс. объектов торговли, реализующих минеральную воду, более 200 тыс. партий минеральной воды объемом более 175 тыс. т, при этом более чем в 78% проверок выявлены нарушения обязательных требований законодательства.

В ходе контрольных мероприятий ревизоры изъяли более 150 партий минеральной воды, не соответствующей обязательным требованиям, из них более 60% не подлежали лабораторным исследованиям из-за отсутствия документов. За выявленные нарушения в отношении продавцов и поставщиков минеральной воды наложены административные штрафы на общую сумму более 9 млн руб., 11 материалов переданы в суд, 5 материалов — в правоохранительные органы.


К сведению 

Торговые центры реализуют контрафакт

Подделки обычно ассоциируются с вещевыми рынками и торговыми рядами, но, как показало исследование BrandMonitor, не менее широко они представлены в торговых центрах. Контрафакт в ТЦ реализуется, в частности, через «островки» — небольшие отдельно стоящие прилавки в зонах плотного трафика покупателей. В зависимости от метража помещения, на территории одного торгового центра может находиться от одного до двадцати-тридцати различных островков. Объем продаж подделок через эти точки превышает 25 млрд руб. в год.

В России действуют более пяти тысяч торговых центров. Через «островки» распространяются детские игрушки, аксессуары для электроники, сумки и рюкзаки, косметика и парфюмерия. Доля контрафакта доходит до 60%, в зависимости от типа островка и категории торгового центра.

Чтобы изучить опыт покупателей в «островных» торговых точках, компания BrandMonitor провела опрос среди населения России. Результаты показали, что в островках совершают покупки почти три четверти россиян — 73%. Покупки скорее эпизодические, чем регулярные. Ежемесячно делают покупки в островках 13% опрошенных, остальные (60%) — от случая к случаю, раз в несколько месяцев или реже.

В период праздников (в том числе перед Новым годом и Рождеством) число покупателей возрастает — их привлекают праздничные сувениры.

42% посетителей островков испытывали проблемы с купленной продукцией. Так, 21% покупателей сообщили об отсутствии гарантии производителя, 18% купили подделки, 13% приобрели бракованный или низкокачественный товар. Большинство (70%) покупателей решили вернуть проблемные товары. Из них две трети (69%) успешно осуществили возврат, остальные этого сделать не смогли — продавец отказался принимать товар.

В ходе интервью 69% продавцов открыто признались, что торгуют подделками. Еще 31% предпочли скрыть этот факт, хотя предварительные закупки показали, что на их прилавках присутствуют неоригинальные товары. Среди опрошенных продавцов 55% не знают, запрещает ли закон продавать контрафакт. Еще 35% считают, что торговля подделками легальна, и только 10% отвечают, что продавать подделки — значит нарушать закон.

Среди продавцов, которые признались в торговле копиями и репликами, большинство (70%) утверждают, что продают товар высокого качества. Еще 10% считают, что их товар превосходит оригинальный по качеству. 20% опрошенных допускают, что реализуемые ими контрафактные товары могут быть некачественными.