1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 20

В каком настроении и как потратятся россияне на Новый год и Рождество

В завершающем 2019 год номере «ЭЖ», как говорится, «в тему», 22-е ежегодное международное исследование компании «Делойт» о потребительских расходах в предстоящие новогодние и рождественские дни. Данные о россиянах еще интереснее в сравнении с несколькими европейскими странами.

Доля россиян, считающих, что экономика находится в рецессии, в 2019 г. сократилась с 61 до 57%. Это по-прежнему самый высокий показатель в Европе, отмечают эксперты «Делойт».

Высокая доля граждан, наблюдающих рецессию в экономике, также зафиксирована в Испании, Италии и Великобритании (свыше 35%).

Лучше всего экономическая ситуация воспринимается в Польше и Португалии (по 36% соответственно).

В этом году доля женщин, которые воспринимают экономическую ситуацию положительно или нейтрально, выросла с 27 до 35%. Они приблизились по этому показателю к мужчинам.

У представителей всех возрастов практически одинаковое мнение о текущей экономической ситуации. Более благополучно в уходящем году ее стали воспринимать пожилые люди (старше 55 лет) и россияне среднего возраста (от 35 до 54 лет). В этих категориях граждан наблюдается рост более чем на 5% по сравнению с прошлым годом.

Только 13% россиян прогнозируют в новом году рост экономики, 44% — ее спад, а каждый пятый не знает, чего от нее ожидать. Последний показатель, отмечают авторы исследования, в два раза выше среднего по Европе.

Но они также замечают, что в этом году уровень пессимизма в России ниже, чем сразу в двух странах Европы — Испании и Великобритании (по 45%).

Самые оптимистичные взгляды на прогноз роста экономики наблюдаются в Португалии и Польше. Уровень пессимизма у россиян (названные 44%) снижается второй год подряд (57% в 2019 г. и 61% — в 2018-м), и он самый низкий за последние пять лет.

Покупательная способность стабилизируется

Пессимистические ожидания в экономике, показало исследование «Делойт», не оказали значительного влияния на уровень покупательной способности россиян в 2019 г. Среди них число считающих, что могут потратить меньше, сократилось до 42%, что ниже показателя прошлого года (45%).

Наиболее заметно проявляется оптимизм у женщин — доля респондентов, считающих, что их покупательная способность улучшилась, выросла с 11% в 2018 г. до 14% в 2019-м.

Наиболее близко по уровню пессимизма к России находится Италия (43%). При этом каждый третий житель Польши считает, что в 2019 г. он может потратить больше, чем в прошлом году.

Однако 26% респондентов «Делойт» ожидают снижения покупательной способности в следующем году — это самый низкий показатель с 2013 г. Незначительно увеличилось количество людей, считающих, что в следующем году их покупательная способность повысится — до 20% (в 2018 г. — 18,6%).

Новогодний бюджет: ожидания и реальность

В этом году новогодний бюджет среднестатистического россиянина составит 19 300 руб., что на 14% выше прошлогоднего показателя (16 900 руб.). Но на планирование бюджета, отмечают эксперты «Делойт», больше нельзя рассчитывать — и мужчины, и женщины спланировали его одинаково плохо — фактические расходы (18 324 руб.) превысили бюджет на 8%.

В структуре новогоднего бюджета среднестатистического россиянина увеличилась доля затрат на подарки — с 42 до 46%. По этому показателю россияне практически сравнялись с жителями Европы, где на подарки приходится около половины новогоднего бюджета.

Больше всего на них тратят в Великобритании — 336 евро. Испания — лидер по приобретению еды и напитков (173 евро).

Самый желанный подарок россиян — деньги

Традиционно денежные средства значительно опережают остальные категории подарков по степени желанности.

По сравнению с прошлым годом небольшую популярность приобрели носимые трекеры (+9%), что помогло им вытеснить из первой десятки билеты на посещение мероприятий.

В Европе книги остаются самым желанным подарком на Рождество, денежные средства и шоколад идут следом.

Пожелания мужчин не претерпели существенных изменений — теперь они предпочитают еде и напиткам носимые трекеры, но ключевые приоритеты по подаркам остались прежними.

Среди женщин в 2019 г. рейтинг предпочтений не претерпел существенных изменений. По сравнению с прошлым годом они предпочитают получить смартфоны/телефоны, нежели конфеты и шоколад.

Но дарить будут опять конфеты, шоколад и косметику

Конфеты, шоколад, косметика и парфюмерия по-прежнему пользуются наибольшей популярностью при выборе подарков.

Предпочтения при выборе подарков для мужчин очень стабильны — первая пятерка (конфеты и шоколад — 36%, косметика/парфюмерия — 32%, денежные средства — 31%, продукты питания — 18%, носимые трекеры — 18%) практически не меняется от года к году. При этом носимые трекеры впервые попали в первую пятерку, вытеснив книги (15%).

Несмотря на то что путешествие является одним из наиболее желанных подарков для женщин, они, скорее всего, его не получат (25-е место в рейтинге). Первую пятерку подарков женщинам составили косметика/парфюмерия (57%), конфеты/шоколад (54%), денежные средства (28%), подарочные сертификаты (27%), книги (19%). Последние в этом году пользуются большей популярностью, нежели кухонные принадлежности (17%).

В 2019 г. в качестве подарков для подростков набирают популярность «умные» аксессуары (14%), носимые трекеры (14%) и товары для спорта (13%). Остаются популярным подарком денежные средства (18%). Игровые приставки и конструкторы больше не входят в топ-10 подарков для подростков.

Дети до 12 лет, как и в 2018 г., получат конструкторы (43%), куклы (36%) или обучающие игры (30%).

Как покупать будем

В России каждый третий подарок приобретается в интернет-магазине, и этот показатель, отмечают авторы исследования, продолжает медленно расти. В Великобритании и Польше более половины подарков приобретается в интернете.

Наиболее распространенным способом поиска желаемых подарков в России в 2019 г. стали поисковые системы с контекстной рекламой, за которыми следуют интернет-магазины традиционных розничных сетей.

Обычные магазины по-прежнему остаются вне конкуренции по сравнению с интернет-магазинами в части удобства обмена или возврата товара, послепродажного обслуживания и степени защищенности персональной информации.

Однако, согласно исследованию «Делойт», за текущий год по каждому из ключевых показателей выбора магазина классические магазины потеряли от 5 до 12% лояльности потребителей.

Возможность совершить покупки в режиме онлайн привлекает россиян в первую очередь благодаря легкому доступу к отзывам других покупателей, а также более удобному и быстрому поиску товаров, чем в классических магазинах.

Возможность доставки на дом также стала одним из ключевых факторов при совершении покупок в режиме онлайн.

Доля тех, кто считает предложения в интернет-магазинах более привлекательными по сравнению с обычными магазинами, увеличилась с 62 до 74%.

Все меньше россиян обеспокоены защищенностью персональных данных при совершении онлайн-покупок. В Европе этот показатель также снижается.

Уже после первой покупки в интернет-магазине семь из десяти россиян отметили экономию времени. Только 4% респондентов «Делойт» ни разу не совершали покупки таким образом.

Каждый пятый выбирает подарок в интернете, но приобретает его в обычном магазине. При этом доставка на дом товаров из интернет-магазинов пользуется большим спросом (35%), чем доставка в обычный магазин (26%).

Большинство жителей России планируют приобретать подарки в специализированных сетях (27%) и гипер- и супермаркетах (23%).

У европейцев, в отличие от россиян, нет предпочтений по месту приобретения подарков. Специализированные сети пользуются спросом в Нидерландах (27%), Германии (26%) и Польше (26%). В Португалии (31%) и Испании (28%) предпочитают ходить в традиционные местные магазины.

Сезон новогодних покупок стартовал раньше

Традиционно более трети россиян совершают новогодние покупки во второй половине декабря. Женщины делают это гораздо раньше мужчин. Доля женщин, желающих приобрести новогодние подарки до 15 декабря, составляет 36%, а мужчин — всего 23%.

В этом году каждый третий житель России посещает магазины для поиска идеи новогоднего подарка.

Количество россиян, предпочитающих использовать банковские карты для оплаты новогодних покупок, выросло до 63% (в прошлом году — 59%), что выше среднего показателя по Европе — 58%.

Интересно, что в Нидерландах лишь 6% покупок оплачиваются кредитными картами, а в Италии — каждая третья.

Несмотря на обеспокоенность россиян сохранностью персональных данных при совершении покупок через интернет, отмечают исследователи «Делойт», большинство их респондентов (71%) предпочитают оплачивать новогодние онлайн-покупки банковскими картами.

Пожелаем всем в наступающем году, чтобы на картах и в кошельках средства не переводились. Светлых праздников!

Структура праздничного бюджета, евро

Подарки

Еда и напитки

Развлечения

Россия, бюджет 2019 г.

123

115

31

Россия, фактические расходы 2018 г.

116

111

30

Европа, бюджет 2019 г.

203

133

54

Наиболее желаемые новогодние подарки россиян, % респондентов

Подарки

Значение

Денежные средства

63

Путешествия

40

Смартфон/мобильный телефон

39

Косметика/парфюмерия

37

Ноутбук/компьютер

33

Наиболее популярные новогодние подарки россиян, % респондентов

Подарки

Значение

Конфеты/шоколад

46

Косметика/парфюмерия

46

Денежные средства

30

Подарочные сертификаты

22

Продукты питания и напитки

18

Источник: «Делойт»