Россияне не настроены излишне «баловать» торговлю новогодними тратами

| статьи | печать

Из исследования компании Делойт, СНГ, потребительских расходов «Новый год и Рождество — 2019» СМИ уже активно оповестили, что на предстоящие празднования россияне закладывают в среднем меньшую сумму, чем год назад. Но исследование обширно и содержит немало другой интересной для многих и полезной для торговли и чиновников от экономики информации.

Полезность исследования, проведенного Делойт, СНГ, состоит в том, что оно дает ответы не только на вопрос «что?», но и на вопрос «почему?».

Экономическое чудо в 2019 г. не ожидается

Доля россиян, считающих, что экономика находится в рецессии, как показало исследование Делойт, СНГ, в 2018 г. увеличилась с 51 до 61%. Общее восприятие экономики приблизилось к показателям 2016 г. Тогда негативно оценивали текущее состояние экономики более 65% россиян.

В текущем году женщины более пессимистичны, чем мужчины, — 64 и 57% соответственно заявили о спаде экономики в 2018 г.

Относительно проходящего года наиболее пессимистические настроения в отношении состояния экономики наблюдаются среди пожилых россиян. В этой категории 62% опрошенных против 46% годом ранее отрицательно воспринимают состояние экономики.

Только 9% россиян прогнозируют в новом году рост экономики, 47% — ее спад, а каждый пятый не знает, чего от нее ожидать. Последний показатель в два раза выше среднего по Европе. Граждане России оказались и наиболее пессимистичными. Вслед за нею в лидерах рейтинга оказались Бельгия и Великобритания (по 43%).

Самые оптимистичные взгляды на рост экономики в 2019 г. в Европе наблюдаются в Португалии — 37% опрошенных. Это, поясняют авторы исследования, связано с выходом страны из затяжного кризиса и увеличением внутреннего спроса.

Однако пессимистические ожидания в экономике сильно не повлияли на уровень покупательной способности россиян в 2018 г. Число россиян, считающих, что их покупательная способность ухудшилась, осталось на уровне 45%, что соответствует показателю прошлого года.

При этом более 30% респондентов Делойт, СНГ, ожидают ухудшения покупательной способности в следующем году (2017 г. — 22%). Уменьшилось также количество людей, считающих, что в следующем году их покупательная способность улучшится, до 18,6% (2017 г. — 23%).

Молодые россияне (18—34 года) все еще оптимистичны относительно своих расходов. Доля жителей России, считающих, что их покупательная способность улучшилась, выросла с 20% в 2017 г. до 22% в 2018-м.

Традиционно люди с высоким уровнем дохода более оптимистичны относительно уровня своей покупательной способности. Доля россиян, полагающих, что в следующем году их покупательная способность улучшится, по сравнению с прошлым годом снизилась всего на 2 п.п. и составила 23,5% (2017 г. — 25,5%).

Новогодний бюджет

В этом году новогодний бюджет среднестатистического россиянина составит 16 900 руб., что на 4% ниже прошлогоднего показателя (17 600 руб.).

Эксперты Делойт, СНГ, объясняют это тем, что в условиях экономической нестабильности россияне вынуждены ограничивать свои праздничные расходы: фактические расходы среднестатистического россиянина в прошлом году (16 000 руб.) были ниже бюджета на 9,1%.

Мужчины наиболее точно стали составлять новогодний бюджет. В прошлом году фактические расходы соответствовали ожиданиям у 47% мужчин против 41% годом ранее. У женщин данный показатель остается на уровне 40%.

Структура новогоднего бюджета среднестатистического россиянина останется практически неизменной: подарки — 42%, еда и напитки — 47%, развлечения — 11%.

В Европе, отмечают авторы исследования, на подарки тратят 53% бюджета, что на 11 п.п. больше, чем в России.

Первая десятка наиболее желаемых подарков в России осталась неизменной. Традиционно деньги намного опережают остальные категории подарков по степени желанности. В Европе книги остаются самым желаемым подарком на Рождество (43%), деньги на втором месте (42%), а путешествия лишь на девятом месте (22%).

В 2018 г. значительно не изменилась структура подарков, которые желают получить мужчины, — они по-прежнему предпочитают в подарок денежные средства и ноутбук. При этом книги потеряли свои позиции, им мужчины теперь предпочитают продукты питания и напитки.

Среди женщин в 2018 г. рейтинг предпочтений остался прежним. Но по сравнению с прошлым годом женщины пожелали получить также продукты для здоровья (органические продукты, БАДы) (+5%) и кухонную технику (+3%).

Конфеты, шоколад, косметика и парфюмерия по-прежнему пользуются наибольшей популярностью при выборе подарков. Продукты питания и напитки поднялись на два пункта в рейтинге и обогнали подарочные сертификаты и книги.

Предпочтения россиян при выборе подарков для мужчин очень стабильны: первая пятерка наиболее популярных мужских подарков практически не меняется от года к году. При этом предпочтения все еще сильно отличаются от среднеевропейских, где чаще дарят книги (41%), одежду (25%) и игры (14%).

Спрос на конфеты/шоколад и денежные средства вырос равномерно с падением его на косметику и подарочные сертификаты (5%). Однако это не повлияло на распределение мест по популярности.

Несмотря на то что путешествие является одним из наиболее желаемых подарков для женщин, они, резонно полагают эксперты Делойт, СНГ, скорее всего его не получат (27-е место в рейтинге).

74% мужчин и 80% женщин планируют и себе купить новогодние подарки. Наиболее популярными подарками у мужчин отмечены смартфоны и сотовые телефоны (16%), у женщин — косметика и парфюмерия (36%).

В 2018 г. в качестве подарков для подростков снова набирают популярность смартфоны/сотовые телефоны, в то время как игровые приставки и конструкторы теряют популярность. Популярным подарком подросткам остаются денежные средства.

Обучающие игры, а также конструкторы и куклы являются наиболее популярными новогодними подарками для детей до 12 лет.

Где подарки покупать

Доля подарков, приобретаемых в интернет-магазинах, составляет примерно 30% и, предполагают авторы исследования, по всей видимости, продолжит расти. Однако, отмечают они, этот показатель все еще отстает от Европы, где доля подарков, приобретаемых через интернет, составляет 40%.

Наиболее распространенным и популярным способом поиска желаемых подарков в России и Европе в 2018 г. стали поисковые системы с контекстной рекламой, за которыми следуют интернет-магазины традиционных розничных сетей.

Россияне более тщательно относятся к выбору подарков, сравнивая цены на специализированных сайтах. В частности, при выборе техники они чаще всего обращаются на сайты сравнения цен (63%) и сайты производителей с одним или более магазином (57%). В категории «модная одежда» также наибольшей популярностью пользуются сайты производителей (54%) и поисковые системы (51%). Продукты и напитки чаще всего ищут на сайтах сравнения цен и в поисковых системах около 41% респондентов.

Обычные магазины по-прежнему остаются вне конкуренции по сравнению с интернет-магазинами в части удобства обмена или возврата товара, послепродажного обслуживания и степени защищенности персональной информации.

Возможность совершить покупки в режиме онлайн привлекает россиян в первую очередь благодаря легкому доступу к отзывам других покупателей, а также более удобному и быстрому поиску товаров, чем в классических магазинах. Возможность делать покупки в любое удобное время также стала одним из ключевых факторов при совершении покупок онлайн, вытеснив из топ-5 приоритетов приемлемый уровень цен в интернет-магазинах.

Четверо из пяти россиян обеспокоены защищенностью персональных данных при совершении онлайн-покупок, что, отмечают аналитики Делойт, СНГ, является сдерживающим фактором для развития интернета как канала продаж.

Большинство жителей России планируют приобретать подарки в специализированных сетях (27%) и гипер- и супермаркетах (24%).

Популярность специализированных магазинов постепенно снижается: на 1—2% в год, в то время как спрос на подарки в гипермаркетах и традиционных магазинах шаговой доступности, наоборот, растет.

В отличие от россиян, при покупке рождественских подарков европейцы сохраняют приверженность традиционным местным магазинам, которые занимают вторую строчку рейтинга и уступают лишь сетям специализированных магазинов.

Для приобретения товаров из категории «мода» (одежда, ювелирные изделия, аксессуары) более 60% россиян по-прежнему отдают предпочтение традиционным магазинам.

Для 68% россиян сложность проверки качества выбранного товара, а также приятные ощущения от процесса покупки в обычном магазине являются основными факторами, сдерживающими рост продаж модных товаров в интернет-магазинах. При этом лишь 6% граждан считают недостаточным распространение таких магазинов в этой категории товаров.

Молодые люди (18—34 года) предпочитают торговые марки иностранных производителей, в то время как пожилые, наоборот, выбирают продукцию отечественных марок.

Наиболее желаемые новогодние подарки

Подарки  

Доля респондентов, %

Денежные средства  

62

Путешествия  

39

Смартфон/ сотовый телефон  

37

Ноутбук/ настольный компьютер  

36

Косметика/парфюмерия  

33

Конфеты, шоколад  

31

Ювелирные изделия/часы

29

Билеты на представления

27

Книги  

27

Одежда и обувь  

27

Наиболее популярные подарки

Подарки  

Доля респондентов, %

Конфеты, шоколад  

48

Косметика/парфюмерия  

38

Денежные средства  

31

Продукты питания и напитки  

18

Книги  

17

Подарочные сертификаты

17

Кухонные принадлежности

16

Подарочные наборы  

14

Смартфоны и сотовые телефоны  

13

Билеты на представления

12

Источник: Делойт, СНГ