Посткризисный подъем сферы ИТ-услуг замедляют внешние факторы

| статьи | печать

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал ключевые тенденции развития организаций сферы информационно-технологических услуг в 2015—2018 гг. и пришел к заключению, что массированное привлечение качественных частных инвестиций может стать одним из главных вызовов более активному развитию отрасли.

Результаты пилотных обследований деловой активности организаций, оказывающих ИТ-услуги, показывают ученым ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, что 2018 г. оказался очередным вполне успешным периодом реабилитации предшествующих кризисных тенденций, развернувшихся в 2015 г., когда подавляющее большинство показателей продемонстрировало худшие значения за все время проведения пилотных обследований организаций сектора ИТ с 2010 г. Успех трехлетнего восстановительного периода ИТ-сегмента сопрягается с данными статведомства — он рос с опережением экономики в целом.

На фоне низкой базы 2015 г. в течение последующего 2016 г. произошли заметные компенсационные процессы, которые выразились в переломе крайне негативной динамики показателей, характеризующих спрос, количество клиентов, инвестиционную активность. Депрессивные оценки респондентов сменились на более позитивные, что способствовало заметному обновлению текущих и ожидаемых трендов.

Преимущественно благоприятные корректирующие изменения в отрасли продолжились и в течение 2017 г., выражаясь в подавлении доминирующей негативной динамики двух предшествующих лет. Аналитики ЦКИ отмечают, что 57% участников опроса охарактеризовали сложившийся деловой климат для развития информационных технологий в России как «благоприятный». Доля руководителей, отмечавших рост спроса на оказываемые услуги, возросла по итогам 2017 г. до 18%, а баланс оценок изменения показателя составил –3% против –21% и –10%, зафиксированных в 2015 и 2016 гг. соответственно.

Прошлый год уже не тот

В то же время, отмечают авторы анализа, в течение 2018 г. произошло замедление компенсационной динамики отраслевого восстановления. Например, количество респондентов, оценивающих положительно тенденцию изменения спроса, снизилось с 18 до 16%, при этом балансовое значение показателя вновь ухудшилось, сократившись по сравнению с 2017 г. с –3 до –5%. Отрицательной сохранилась и динамика, отражающая количество клиентов, скорректировавшись в 2018 г. лишь на 1 п.п. до –3%.

Похожая ситуация прослеживалась с инвестиционной активностью, которая в 2016 г. вообще вошла в стагнационный режим. По-прежнему только 6% респондентов указали на расширение инвестиционных вложений в свою деятельность. Балансовое значение показателя осталось в отрицательной зоне, составив –6%.

Кроме того, с 2017 г. сохраняются выраженные застойные явления в оценках конкурентоспособности. Доля организаций, руководители которых констатировали ее увеличение, осталась неизменной и составила в 2018 г. 14%. В то же время такие показатели, как обеспеченность собственных и кредитных финансовых ресурсов, а также экономическая ситуация, продолжили демонстрировать рост положительных и снижение негативных тенденций на протяжении всех рассматриваемых периодов. Так, по итогам 2018 г. балансы оценок экономического положения ИТ-организаций, как и обеспеченность финансовыми средствами, вследствие устойчивого роста вышли в положительную зону, впервые с 2012 г. достигнув значения +2%.

Совокупность полученных результатов относительно состояния делового климата в секторе ИТ по итогам 2018 г. позволяет экспертам ЦКИ констатировать, что, с одной стороны, выявленное замедление большинства посткризисных восстановительных тенденций в течение 2017—2018 гг. свидетельствует о менее благоприятной внешней конъюнктуре для ИТ-рынка. Спрос и производные от него показатели либо стагнировали, либо немного ухудшились, что затруднило возможности для ускоренного роста сегмента. Кроме того, косвенным свидетельством охлаждения деловой активности выступает тенденция ослабления предпринимательского оптимизма относительно ожидаемых отраслевых изменений в 2019 г., которая имела выраженную положительную динамику с 2015 по 2017 г., явно замедлившись в 2018 г.

Однако с другой стороны, отмечают авторы исследования, несмотря на ухудшение эндогенных параметров деловой активности, показатели, характеризующие тенденции изменения экономического положения организаций в целом и различных его аспектов, продолжили рост. Из этого аналитики ЦКИ делают вывод, что в сфере ИТ-услуг сохраняются драйверы развития, благодаря которым рост деловой активности становится менее скромным, но все равно возможным даже не в самых благоприятных внешних условиях.

Возникшее расхождение в динамике между группами показателей отражается в изменениях ИПУ, который по итогам 2018 г. продемонстрировал сдержанный рост, увеличившись на 1 п.п. до отметки +3%, что является лучшим значением за последние семь лет.

Чего не хватает и что может потребоваться

Большинство руководителей ИТ-компаний отнесли в 2018 г. к числу наиболее действенных мер государственной поддержки, способных повысить конкурентоспособность, стабилизацию финансово-экономической политики (66% респондентов) и снижение налоговых ставок (61%). При этом если важность необходимости снижения налогового бремени в процентной доле заметно снижалась (с 74% в 2015 г. до 61% — в 2018 г.), то восприятие мер по стабилизации финансово-экономической политики оставалось приблизительно на одном уровне (62% в 2015 г. и 66% — в 2018 г.).

Одновременно в течение исследуемого периода заметно актуализировалось мнение участников опроса, считающих, что должны приниматься меры, способствующие созданию благоприятных условий функционирования ИТ-сегмента. В частности, еще в 2015 г. данный факт отмечали 35% руководителей, в 2018 г. — 46%. Кроме того, в течение этого периода существенно выросла оцениваемая необходимость устранения административных барьеров: если в 2015 г. важной данную меру признавали только 24% от общего числа организаций, то в 2018 г. — уже 38%.

В этот же период зафиксировано резкое снижение (на 12 п.п.) доли респондентов, считающих, что недостаточная поддержка отечественных разработчиков программного обеспечения (ПО) со стороны государства затрудняет разработку и продвижение отечественного ПО. Подобного рода изменения, считают авторы анализа, можно связать со значительной активизацией государственной политики в области цифровой трансформации экономики в 2017 г., связанной с принятием таких документов, как государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг.».

Таким образом, заключают эксперты ЦКИ, в течение 2015—2018 гг. наблюдаются как минимум две наиболее отчетливые тенденции. Первая состоит в том, что начиная с 2017 г. произошло значительное ослабление восстановительной динамики внешней конъюнктуры и связанных с ней экономических показателей, таких как спрос, количество клиентов, платежеспособность населения. Возможности экстенсивного роста для сектора ИТ из-за этого оказались ограниченными. Вторая тенденция заключается в том, что посткризисная выраженная положительная динамика показателей, связанных с экономическим положением и конкурентоспособностью, сохранилась и после 2017 г. благодаря интенсивному росту, связанному с оптимизацией компаний, государственной поддержкой цифровой экономики и общемировыми процессами цифровой трансформации. Эта благоприятная динамика поддерживалась государственными мерами по стабилизации финансово-экономической политики и поддержанию низкой инфляции.

Но ученым ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ остается неясным, в какой степени долгосрочным и глубоким может быть рост ИТ-сегмента без поддержки со стороны спроса в кратко- и среднесрочной перспективе. Выраженный положительный характер ожиданий по большому набору показателей относительно итоговой динамики 2019 г. говорит им о том, что улучшение внешней конъюнктуры — вполне вероятный сценарий, который должен еще более активизировать экономическое развитие отрасли. Однако оно едва ли будет возможным без соответствующей поддержки со стороны инвестиций. Привлечение большого количества качественных частных инвестиций в таком случае окажется одним из главных вызовов, прогнозируют авторы исследования.

Оценки показателей деятельности организаций сферы ИТ-услуг, балансы долей положительных и отрицательных ответов респондентов, %

Тенденции изменения

В текущем году по сравнению с предыдущим годом

В следующем году по сравнению с текущим годом

2015

2016

2017

2018

2016

2017

2018

2019

Спрос на услуги организаций

–21

–10

–3

–5

–5

+7

+11

+12

Число заключенных договоров (количество клиентов)

–21

–14

–4

–3

–2

+9

+12

+13

Экономическое положение организаций

–18

–8

–3

+2

–4

+4

+9

+12

Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами

–16

–10

–3

+2

–5

+5

+6

+9

Обеспеченность кредитными и заемными финансовыми ресурсами

–12

–11

–6

–3

–10

–4

–6

–2

Конкурентоспособность

+5

+4

+9

+9

+11

+15

+16

+16

Численность работников

–9

–5

–2

–1

+2

+6

+11

+11

Инвестиции

–14

–8

–6

–6

–8

–6

+1

+2

Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ