1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 64

Была отсрочка платежа в систему «Платон»? Возможны проблемы с уменьшением налога

До 2019 г. в Налоговом кодексе было правило: организации, имеющие большегрузные автомобили, могли уменьшить годовую сумму транспортного налога на платежи, перечисленные в счет возмещения вреда дорогам общего пользования. Но это правило работало не всегда. В случае, когда компания получала отсрочку по уплате взносов в систему «Платон» в конце года, право на вычет могло и не возникнуть. Такую ситуацию рассмотрел АС Уральского округа в постановлении от 09.08.2019 по делу № А71-14624/2018.

Вычет по транспортному налогу по суммам платежей, перечисленных в систему «Платон», был предусмотрен в п. 2 ст. 362 НК РФ. С этого года соответствующие положения указанной нормы утратили силу (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ). Но так как глубина налоговой проверки составляет три года, сделанные судом выводы интересны компаниям с большегрузами и сейчас.

Суть спора

У организации числился на балансе парк большегрузных автомобилей. В связи с этим она была зарегистрирована в реестре транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и перечисляла оператору соответствующие платежи. В конце 2016 г. оператор предоставил компании на основании ее заявления отсрочку по внесению платы. Отсроченный платеж за декабрь 2016 г. был внесен оператором в бюджет в январе 2017 г.

В ходе налоговой проверки инспекторы доначислили организации транспортный налог за 2016 г. Основанием для этого послужил вывод налогового органа о занижении компанией суммы транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет, поскольку она неверно применила налоговый вычет, предусмотренный п. 2 ст. 362 НК РФ. По мнению проверяющих, организация не имела права включать в налоговый вычет суммы платежей, по которым оператором была предоставлена отсрочка.

Компания обратилась в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций встали на сторону инспекции. При этом они исходили из следующего.

Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами (ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ, далее — Закон № 249-ФЗ). Данная плата перечисляется собственниками (владельцами) транспортных средств (ч. 6 ст. 31.1 Закона № 249-ФЗ).

Правила взимания платы утверждены постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (далее — Правила). В пункте 7 Правил сказано, что размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

В редакции п. 2 ст. 362 НК РФ, действовавшей до 2019 г., было установлено следующее правило. Сумма транспортного налога, исчисленная организациями по итогам налогового периода в отношении каждого большегруза, уменьшается на сумму платы, перечисленную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. То есть вычет применяется при расчете транспортного налога по итогам налогового периода (календарного года).

Учитывая приведенные нормы, арбитры указали, что предусмотренный п. 2 ст. 362 НК РФ вычет должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного транспортного средства.

В определенных случаях внесение платы может быть отсрочено на основании заявления собственника большегруза при наличии ряда условий (п. 9(1) Правил). Такая отсрочка предоставляется с 1-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было размещено уведомление о предоставлении собственнику отсрочки по внесению платы (п. 9(2) Правил).

Отсроченный платеж формируется с первого до последнего дня каждого календарного месяца либо до дня, в котором владелец транспортного средства предоставит оператору заявление об отказе в получении отсрочки по внесению платы, или до дня, в котором у собственника возникнет задолженность по внесению платы.

Организация, которой предоставлена отсрочка, до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован отсроченный платеж, обеспечивает поступление оператору денежных средств в размере, необходимом для уплаты отсроченного платежа в полном объеме.

В рассматриваемом деле компания обратилась к оператору с заявлением о предоставлении отсрочки 27.09.2016. Таким образом, фактическое перечисление денежных средств в федеральный бюджет с расчетной записи организации осуществлялось после формирования и погашения отсроченного платежа за предыдущий расчетный период (календарный месяц). При этом сумма платы, начисленная за декабрь 2016 г., списана с расчетной записи компании и перечислена оператором только в январе 2017 г.

Получается, что фактически платеж за декабрь 2016 г. поступил в бюджет в следующем году. Поэтому данная сумма в сумму вычета не должна включаться. В связи с этим доначисление налоговиками суммы транспортного налога суды признали обоснованным.

Свежий номер
ЭЖ-Бухгалтер №22 от 04.06.2020