1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 36

Эффективные инструменты государственного стимулирования инноваций: опыт Германии

Германия относится к ведущим странам в области исследований и науки. Не в последнюю очередь это связано и c развитой системой поддержки исследований, проводимых университетами, предприятиями, стартапами, и поддержкой кооперации между предприятиями и наукой. «ЭЖ» подготовила краткий обзор наиболее важных инструментов государственного стимулирования инноваций в Германии1.

В Германии насчитывается более 1000 финансируемых из бюджета научных организаций, около 450 исследовательских объединений и кластеров, а также центров исследований и развития, финансируемых промышленными концернами. Германия поставила амбициозную цель: до 2035 г. довести уровень расходов на исследования и разработки до 3,5% от ВВП. На что именно будут тратиться средства и каким образом будут происходить инвестиции — определяют рамочные программы, в частности такие, как «Стратегия высоких технологий 2025» (Hightech-Strategie 2025), которая должна способствовать коммерциализации научных знаний. Для этих целей предприятия, высшие учебные заведения и исследовательские организации должны объединить свои усилия по многим направлениям исследований, в том числе и на основе международного сотрудничества, поэтому был разработан документ «Стратегия Федерального правительства по интернационализации образования, науки и исследований» («Strategie der Bundesregierung zur Internationalisierung von Bildung, Wissenschaft und Forschung»).

Стратегия высоких технологий 2025

Основной посыл Hightech-Strategie 2025 (сокр. HTS) звучит так: от страны открытий к инновационной нации. В ней обозначены основные направления развития для успешного будущего Германии на основе исследований и инноваций, всем участникам инновационных процессов даются ориентиры для действий. Согласно стратегии стимулируются исследования и разработки, помогающие людям и способствующие удовлетворению их потребностей: «Здоровье и уход», «Устойчивость, защита климата и энергия», «Мобильность», «Государство и страна», «Безопасность» и «Экономика и работа 4.0» (Поле действий I).

Стратегия способствует следующей технологической революции в целях сохранения рабочих мест и обеспечения благосостояния населения страны. И здесь стимулирование новых технологий идет рука об руку с инвестициями в образование и повышение квалификации населения для подготовки людей к изменениям (Поле действия II).

Чтобы создать возможности для инноваций, необходимо обеспечить сотрудничество множества участников инновационных процессов, для этого в стратегии предусмотрена специальная поддержка (Поле действий III). HTS 2025 может быть интересна и другим странам для развития сотрудничества в области науки и разработок.

Для реализации стратегии необходимы сильные партнеры. Все Федеральные министерства действуют сообща для упрощения трансфера научных знаний в реальные разработки. Борьба против раковых заболеваний, уменьшение отходов из пластика, структурные изменения для равноценных условий жизни в Германии — это только три из дюжины миссий, заложенных в HTS 2025. Так же, как поддержка правительственными структурами, важна и консолидация бизнеса, науки и общества — это ключ к успеху. Стратегия открыта для дискуссий с исследователями, бизнесом: ведется специальное сопровождение и консультирование по поддержке инновационной деятельности.

Наука и передовые исследования

Высшие учебные заведения в Германии являются важными участниками исследований. Они вместе с другими неуниверситетскими исследовательскими организациями, финансируемыми из бюджета, тратят ежегодно около 30 млрд евро на исследования и разработки. Чтобы в будущем, в том числе на уровне конкретных ученых, обеспечить возможность проведения передовых исследований и улучшить их качество, правительство и организации земель разработали специальные программы финансирования.

Стратегия превосходства (Exzellenzstrategie). Ее цель: способствовать развитию передовых направлений исследований. Комитет международных экспертов принимает решение по крупному финансированию передовых кластеров и университетов.

Пакт для исследования и инноваций (Pakt für Forschung und Innovation). Его цель — в усилении крупных внеуниверситетских исследовательских организаций, также включенных в международную конкуренцию. Этот документ создает стабильные финансовые рамочные условия для передовых исследований на международном уровне.

Пакт институтов 2020 (Hochschulpakt 2020) предоставляет финансирование институтам для обеспечения студентам высокого уровня качества обучения: больше денег выделяется на инфраструктуру, обучение и исследовательские проекты.

Кооперация исследований между наукой и экономикой

Наука и экономика действуют сообща, междисциплинарно и на международном уровне, что помогает развитию регионов страны, а также учитывает глобальные вызовы. Для этих целей действуют несколько программ:

  • программа go-cluster помогает членам кластеров (исследовательским объединениям) в области маркетинга, в установлении связей с иностранными партнерами и сетями и при разработке стратегий развития, так как без грамотного управления даже самые успешные проекты могут потерпеть неудачу;

  • программа «Интернационализация передовых кластеров, проектов будущего и сравнимых сетей» поддерживает сотрудничество региональных кластеров и сетей с международными партнерами, в которые включаются малые и средние предприятия;

  • концепция финансирования «Инновации и структурная перестройка» имеет в фокусе внимания слабые регионы в Германии: поддерживается структурная перестройка для усиления потенциала регионов, при этом финансируются междисциплинарные, отраслевые и межинституциональные объединения;

  • исследовательские кампусы — в них наука и бизнес работают совместно, например, над инновационными методами диагностики инфекционных заболеваний или над реконструкцией электроснабжения для новой энергетической политики. Поддержка оказывается в рамках инициативы «Исследовательские кампусы — государственно-частное партнерство для инноваций» (Förderinitiative «Forschungscampus — öffentlich-private Partnerschaft für Innovationen»).

Поддерживающая инициатива «Инновационные институты» берет на себя миссию «Трансфер и инновации» и направлена прежде всего на малые, средние предприятия и институты.

Поддержка исследований и инноваций на предприятиях

Малые и средние предприятия (МСП) часто являются скрытыми чемпионами и находятся на передовой в своей области. Но им непросто финансировать крупные и прорывные исследовательские проекты. Чтобы поддержать такие предприятия, в Германии существуют программы поддержки.

Промышленные совместные исследования: для малых и средних предприятий зачастую важную роль играют фундаментальные исследования, но их особенно трудно финансировать. Совместные исследования индустриальных партнеров помогают общими усилиями работать над идеями проектов. Результаты доступны в таких случаях всем предприятиям-партнерам.

Центральная инновационная программа для среднего бизнеса (ZIM): инновационные средние предприятия и сотрудничающие с ними исследовательские учреждения могут получать субсидии на перспективные проекты научных исследований и разработок, результатом которых могут стать новые виды продукции, технические услуги или же улучшение методов производства. Для одобрения субсидии важно, чтобы проекты отличались новизной и имели хорошие шансы на рынке. Проекты могут реализовывать как отдельные предприятия, так и в сотрудничестве с исследовательскими учреждениями или другими предприятиями, в этом случае оказывается поддержка менеджменту и организации созданной сети предприятий.

Программа «KMU-innovativ» (KMU — сокр. с немецкого «малые и средние предприятия») помогает находить финансирование, подавать заявки, консультировать МСП, способствует проведению передовых исследований даже на малых предприятиях. МСП часто обладают недостаточным опытом по привлечению бюджетных средств на исследовательские проекты, поэтому подобная программа очень важна для них. Особое внимание уделяется наиболее важным научным и прикладным направлениям для Германии, например: электроника, медицинская техника, ИТ и средства коммуникации, исследование материалов, взаимодействие человека и техники, фотоника и квантовые технологии, производственные технологии, эффективность потребления ресурсов и защита от климатических изменений.

Поддержка инновационных стартапов

Молодые фирмы ряда отраслей находятся в центре внимания. Поддержка оказывается собственникам предприятий из области науки и исследований, например, в области привлечения рискового капитала от частных инвесторов.

Программа EXIST (разработана Федеральным Министерством экономики и энергии Германии BMWi и софинансируется Европейским социальным Фондом ESF) оказывает поддержку предпринимателям из научной области: например, предоставляются стипендии студентам, выпускникам, ученым на создание собственного инновационного предприятия.

Фонд высоких технологий (High-Tech Gründerfonds, сокр. HTGF) является в Германии крупнейшим инвестором при финансировании ранней фазы развития инновационных и технологически-ориентированных предприятий. При этом фонд оказывает поддержку не только на начальных стадиях финансирования, но также при создании новых предприятий.

Программа INVEST позволяет найти друг друга бизнес-ангелам и стартапам, способствует мобилизации рискового капитала для интересных проектов. 20% инвестиций освобождаются от налогообложения, минимальная инвестиция в стартап составляет 10 тыс. евро.

***

Инновационный ландшафт в Германии разнообразен и продуман, что проявляется даже в легкости «навигации» по сайтам, где уполномоченными организациями и министерствами представлена вся нужная для заинтересованных сторон (университетов, предприятий, стартапов и отдельных ученых) информация.


1 При подготовке статьи использованы материалы Германского дома науки и инноваций www.dwih.ru, Федерального Министерства по образованию и исследованиям Германии www.bmbf.de, Федерального Министерства экономики и энергии Германии https://www.bmwi.de, а также данные сайта https://www.research-in-germany.org/de/forschungslandschaft/fue-politik.html.