Новая порция поправок в закон о ККТ — на этот раз для маркированных товаров

| статьи | печать

В ближайшем будущем с прилавков магазинов исчезнут контрафактные товары. Таковы планы законодателей, которые уже начали воплощаться в жизнь. На сегодняшний день введена обязательная маркировка ряда продукции (например, алкоголя, табака, обуви). Так как продажа маркированных товаров конечному потребителю осуществляется через розницу, потребовалось откорректировать некоторые положения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ). Это сделал Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ. Практически все изменения вступили в силу 6 августа 2019 г.

Маркировка предусматривает идентификацию каждой единицы товара путем присвоения ему уникального кода. Это позволит отследить все этапы оборота товаров (от производства или ввоза в РФ до расчета за товар с применением ­ККТ) в информационной системе маркировки товаров (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р).

Чтобы данный процесс «заработал», законодатели внесли дополнения в Закон о ­ККТ.

Определимся с понятиями

Теперь в ст. 1.1 Закона о ­ККТ сказано, что под кодом идентификации понимается по­следовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара. Данный код необходим для формирования кода маркировки, который представляет собой уникальную пос­ледовательность символов, состоящую из кода идентификации и кода проверки. Последний позволяет выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки.

На каждый товар, подлежащий обязательной маркировке, должно быть нанесено средство идентификации. Это код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрих-кода или с использованием иного средства автоматической идентификации либо записанный на радиочастотную метку.

Сбор и обработка информации об обороте маркированных товаров, а также хранение такой информации осуществляется в информационной системе мониторинга за оборотом указанных товаров. Формирование (генерацию) кода проверки обес­печивает оператор указанной системы (ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р таким оператором назначено ­ООО «Оператор-­ЦРПТ».

Понятие «оператор информационных систем маркировки» введено и в Закон о ­ККТ. Это лицо, являющееся оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров и оператором федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов средств идентификации. Отметим, что система мониторинга движения лекарственных препаратов введена постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556. Для определенных препаратов она начнет применяться с 01.10.2019, а для всех лекарств — с 01.01.2020.

Продажа маркированных товаров

Статья 1.2 Закона о ­ККТ дополнена новым п. 6.1. В нем сказано, что организации и ИП, которые реализуют маркированные товары, в момент расчета за них обязаны формировать запрос о коде маркировки и уведомление о реа­лизации маркированного товара в электронной форме с использованием ­ККТ. При этом кассовый аппарат должен обеспечивать возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой ­ККТ оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных.

Освобождены от передачи данных, к примеру, пользователи, расположенные в отдаленных от сетей связи местностях (п. 7 ст. 2 Закон о ­ККТ). Такие лица обязаны осуществлять проверку достоверности кодов маркировки товаров с использованием ­ККТ, содержащей фискальный накопитель, обеспечивающий самостоятельную проверку достоверности кодов маркировки, по их коду проверки в случае, если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоя­тельно проверен фискальным накопителем с использованием ключа проверки кода проверки.

В пунк­те 6.1 ст. 1.2 Закона о ­ККТ пре­ду­смот­рено еще одно исключение. Без передачи данных могут какое-то время обойтись пользователи, указанные в новом п. 2.1 ст. 5 Закона о ­ККТ. В этой норме сказано, что организации и ИП, у которых возникает обязанность произвести замену фискального накопителя до истечения срока действия его ключей фискального признака, могут применять этот фискальный накопитель в ­ККТ до окончания срока действия его ключей фискального признака.

У организаций и ИП, реализую­щих маркированные товары, кассовая техника должна соответствовать дополнительным требованиям. Они содержатся в новом п. 1.1 ст. 4 Закона о ­ККТ. Такие ­ККТ должны:

  • содержать фискальный накопитель, предназначенный для использования в такой конт­рольно-кассовой технике. Требования, которым должен отвечать такой фискальный накопитель, введены в п. 1 ст. 4.1 Закона о ­ККТ;

  • обеспечивать возможность формирования запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара, передачу в фискальный накопитель данных для формирования указанных до­кумен­тов, получения указанных до­кумен­тов из фискального накопителя в зашифрованном виде, их передачу оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, а также возможность повторной передачи непереданных уведомлений, по которым не была получена квитанция на уведомление;

  • принимать от оператора информационных систем маркировки через оператора фискальных данных ответы на запрос и квитанции на уведомление в зашифрованном виде, передавать указанные до­кумен­ты в фискальный накопитель и получать из фискального накопителя сведения из указанных до­кумен­тов;

  • информировать пользователя, в том числе при формировании отчета о закрытии смены, об отсутствии в течение более двух дней квитанции в отношении уведомления о реализации маркированного товара, переданного оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных;

  • обеспечивать возможность приема кода маркировки маркированного товара, сведения о котором должны быть указаны в кассовом чеке, и передачу этих сведений в фискальный накопитель;

  • обеспечивать формирование, передачу оператору фискальных данных и получение от оператора фискальных данных фискальных до­кумен­тов, указанных в п. 4 ст. 4.1 Закона о ­ККТ (кроме отчета о закрытии фискального накопителя), независимо от результатов формирования, передачи оператору систем маркировки через оператора фискальных данных и получения от него фискальных до­кумен­тов.

В числе фискальных до­кумен­тов пополнение

Фискальный накопитель, используемый в ­ККТ при продаже маркированных товаров, согласно новому п. 4.4 ст. 4.1 Закона о ­ККТ должен хранить в некорректируемом виде реквизиты следующих фискальных до­кумен­тов:

  • запроса о коде маркировки;

  • уведомления о реализации маркированного товара;

  • ответа на запрос;

  • квитанции на уведомление.

При этом вышеперечисленные до­кумен­ты должны содержать следующие реквизиты (п. 4.2 ст. 4.1 Закона о ­ККТ):

  • код формы до­кумен­та;

  • порядковый номер до­кумен­та;

  • дату и время формирования до­кумен­та;

  • фискальный признак.

Для фискальных до­кумен­тов по маркированным товарам помимо указанных реквизитов преду­­смот­рены дополнительные реквизиты. Так, в запросе о коде маркировки нужно указывать заводской номер фискального накопителя, код маркировки, результат проверки кода маркировки, планируемый статус маркированного товара (реализация, возврат) (п. 4.3 ст. 4.1 Закона о ­ККТ). В уведомлении о реализации маркированного товара — ­ИНН пользователя, заводской номер фискального накопителя, адрес места применения ­ККТ, систему нало­го­обложения, применяемую пользователем при расчетах за товары, указанные в уведомлении, данные о каждом маркированном товаре (код маркировки, статус товара, цену товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, количество единиц товара, стоимость товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставку ­НДС, включенного в стоимость товара) (п. 4.4 ст. 4.1 Закона о ­ККТ).

А в ответе на запрос и в квитанции на уведомление дополнительно отражаются реквизиты «результаты обработки запроса» и «результаты обработки уведомления» соответственно (п. 4.5 и 4.6 ст. 4.1 Закона о ­ККТ).