1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 575

Налоговый кодекс опять поправили

Очередные поправки в Налоговый кодекс затронули налог на прибыль, НДФЛ, НДС и госпошлину. В частности, скорректированы правила применения инвестиционного налогового вычета, расширен перечень операций, не облагаемых НДС, пересмотрен порядок обложения НДФЛ дохода, полученного при списании безнадежного долга физлица.

Изменения в налоговое законодательство внесены четырьмя федеральными законами: от 26.07.2019 № 198-ФЗ (далее — Закон № 198-ФЗ), от 26.07.2019 № 210-ФЗ (далее — Закон № 210-ФЗ); от 26.07.2019 № 211-ФЗ (далее — Закон № 211-ФЗ) и от 26.07.2019 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Налог на прибыль

Инвестиционный налоговый вычет

Большое число изменений внесено Законом № 210-ФЗ в ст. 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» НК РФ. Они вступят в силу с 1 января 2020 г. и будут применяться по 31 декабря 2027 г. включительно (п. 2, 4 ст. 4 Закона № 210-ФЗ).

Новый вид расходов для инвестиционного вычета

Перечень расходов, которые могут составлять в совокупности инвестиционный вычет, перечислены в п. 2 ст. 286.1 НК РФ. В их число добавлены расходы на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур (в размере не более 100% расходов) и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры (в размере не более 80% расходов). Это предусмотрено новым подп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ. Данный вычет будет применяться к объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений и в отношении налога, исчисленного за период, в котором осуществлена безвозмездная передача таких объектов в государственную или муниципальную собственность, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды. Соответствующие поправки внесены в п. 4 и 5 ст. 286.1 НК РФ.

Субъекты РФ смогут своими законами устанавливать:

  • право на применение инвестиционного вычета в отношении расходов, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ;

  • их предельный размер;

  • категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного вычета в отношении таких расходов;

  • категории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, по расходам на создание которых предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного вычета.

Такие положения добавлены в п. 6 ст. 286.1 НК РФ.

Особенности применения инвестиционного вычета

Сейчас п. 2.1 ст. 286.1 НК РФ не установлено каких-либо ограничений при расчете суммы налога, подлежащей зачислению в региональный бюджет, для целей определения предельной величины инвестиционного вычета. В соответствии с новой редакцией этой нормы при определении предельной величины инвестиционного вычета расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ, будет определяться без учета расходов, указанных в п. 9 ст. 258 НК РФ (амортизационной премии), и суммы амортизации в отношении объектов основных средств, указанных в п. 4 ст. 286.1 НК РФ.

Согласно поправкам, внесенным в п. 4 ст. 286.1 НК РФ, инвестиционный вычет можно будет применять к основным средствам по десятую амортизационную группу включительно (за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую — десятую группы). Напомним, что сейчас к объектам из восьмой — десятой амортизационных групп инвестиционный вычет не применяется.

Действующей редакцией п. 3 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено, что сумма налога в федеральный бюджет уменьшается на 10% расходов на приобретение основных средств и на 10% расходов на изменение их первоначальной стоимости. В эту норму внесено уточнение, что сумма налога в федеральный бюджет не может быть уменьшена на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующее обособленное подразделение. При этом величина прибыли определяется в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ, а расчетная сумма налога исчисляется по ставке, установленной абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ. А под соответствующими обособленными подразделениями понимаются обособленные подразделения (в том числе организации), расположенные на территории субъекта РФ, законом которого установлено право на применение инвестиционного вычета, которым воспользовался налогоплательщик. Указанное уменьшение осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств и (или) изменена их первоначальная стоимость.

Инвестиционный вычет в КГН

В настоящее время п. 10 ст. 286.1 НК РФ установлено, что сумма налога, исчисленная в отношении КГН, не подлежит уменьшению на сумму инвестиционного вычета. Согласно новой редакции этой нормы ответственный участник КГН может применить инвестиционный вычет, но с учетом следующих особенностей. Инвестиционный вычет применяется в отношении суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящейся на соответствующего участника КГН, который понес расходы, предусмотренные подп. 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ (расходы на приобретение основных средств и изменение их первоначальной стоимости). Сумма налога в федеральный бюджет не может быть уменьшена ответственным участником КГН на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующего участника (участников) КГН. Решение об использовании права на применение инвестиционного вычета ответственный участник КГН принимает по каждому субъекту РФ и в отношении всех участников группы, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.

Внереализационные расходы

Расширен перечень внереализационных расходов. Законом № 210-ФЗ в их число включены расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (новый подп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ). Они признаются на дату передачи объектов в государственную или муниципальную собственность (новый подп. 11 п. 7 ст. 272 НК РФ). Данные поправки вступят в силу с 1 января 2020 г. (п. 2 ст. 3 Закона № 210-ФЗ).

Льготы по налогу на прибыль

Для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, законами субъектов РФ с 1 января 2020 г. может устанавливаться нулевая ставка по налогу на прибыль в региональный бюджет. В случае принятия субъектом РФ такого решения по налогу на прибыль в федеральный бюджет тоже используется нулевая ставка. Это предусмотрено новым п. 1.12 ст. 284 НК РФ (введен Законом № 211-ФЗ).

С 1 января 2020 г. к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, будет применяться нулевая ставка по налогу на прибыль (новый п. 1.13 ст. 284 НК РФ). Особенности ее применения установлены новой ст. 284.8 НК РФ. Эти изменения внесены Законом № 210-ФЗ.

Поправки для резидентов порта Владивосток

Резиденты свободного порта Владивосток с 1 января 2020 г. не будут при расчете доли доходов от деятельности, осуществляемой на территории свободного порта Владивосток, в общем объеме доходов учитывать доходы в виде положительной курсовой разницы. Это сделано в целях исключения случаев лишения компаний, имеющих статус резидента свободного порта Владивосток, права на применение налоговых преференций по налогу на прибыль из-за колебаний курса валют. Кроме того, установлено, что понимается под первой прибылью от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток. Соответствующие поправки внесены Законом № 210-ФЗ в ст. 284.4 НК РФ.

НДФЛ

Решен вопрос с обложением НДФЛ дохода, полученного физическим лицом при списании организацией его безнадежного долга. Проблема заключалась в следующем.

С 1 января 2016 г. в ст. 223 НК РФ был добавлен подп. 5 п. 1, согласно которому датой получения физическим лицом дохода является день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации. Но затем в формулировку этой нормы были внесены изменения, и датой получения дохода стал признаваться день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику. В связи с этим появилась неясность, в какой момент возникает доход при списании долга физического лица с баланса невзаимозависимой организации и возникает ли он вообще.

Для ее устранения Законом № 210-ФЗ были внесены следующие изменения в главу 23 НК РФ. Согласно новой редакции подп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ датой получения физическим лицом дохода признан день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с ее признанием в установленном порядке безнадежной к взысканию. А в соответствии с новым п. 62.1 ст. 217 НК РФ такой доход освобождается от обложения НДФЛ при выполнении следующих условий:

  • гражданин не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;

  • такой доход фактически не является материальной помощью либо формой встречного исполнения обязательства, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные гражданином товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Поправки вступят в силу с 1 января 2020 г. (п. 2 ст. 3 Закона № 210-ФЗ).

НДС

В перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения по НДС, включена передача на безвозмездной основе в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также необходимых для функционирования данного объекта движимого имущества и объектов инфраструктуры. Это дополнение внесено Законом № 211-ФЗ в подп. 17 п. 2 ст. 146 НК РФ. Оно вступит в силу с 1 октября 2019 г. (п. 2 ст. 2 Закона № 211-ФЗ).

Для стимулирования развития деятельности по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 г., освобождены от обложения НДС. Это предусмотрено новым подп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ (введен Законом № 211-ФЗ). Освобождение применяется в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен предельный тариф на такие услуги.

В настоящее время согласно подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС осуществление банками и банком развития — государственной корпорацией операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ. С 1 октября 2019 г. данная норма будет применяться в редакции Закона № 212-ФЗ, согласно которой освобождению от НДС подлежат:

  • привлечение драгоценных металлов во вклады (за исключением монет из драгоценных металлов);

  • размещение привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;

  • открытие и ведение банковских счетов в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;

  • осуществление переводов по банковским счетам в драгоценных металлах.

Также Законом № 212-ФЗ вводится новый подп. 3.2 п. 3 ст. 149 НК РФ. В него включены те банковские операции, которые сейчас указаны в абз. 9—12 подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ (по исполнению банковских гарантий, выдаче поручительств, оказанию услуг, связанных с системой «банк — клиент», получению от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий).

Эти изменения произведены в целях приведения перечня банковских операций, освобождаемых от НДС, в соответствие с перечнями банковских операций, предусмотренными федеральными законами от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“».

Новой редакцией подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что документами, которыми подтверждается право на освобождение от НДС операций по передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности организациям и индивидуальным предпринимателям, являются договор (контракт) о безвозмездной передаче и акт приема-передачи товаров (работ, услуг, имущественных прав). Эта поправка внесена Законом № 210-ФЗ и будет применяться с 1 октября 2019 г. (п. 2 ст. 4 Закона № 210-ФЗ).

Государственная пошлина

Размер возврата госпошлины при достижении мирового соглашения дифференцирован в зависимости от стадии судебного процесса, на которой достигнуто мировое соглашение. Соответствующие изменения внесены Законом № 198-ФЗ в подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным судом РФ арбитражными судами возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им госпошлины.

С 25 октября 2019 г. при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, пересмотра судебных актов в порядке надзора — 30%.