1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 28

Российские издательства выпускают меньше трех книг на человека в год

Показатель числа выпущенных печатных экземпляров книг и брошюр впервые в XXI веке опустился ниже отметки в 3,0 экземпляра на душу населения. Об этом говорится в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати). При этом объем рынка электронных книг в России в 2018 г. показал почти 35%-ный рост (в рублях) к уровню 2017 г., что во многом было обеспечено не только активной деятельностью издательств, выпускающих электронные книги, но и успешной правоприменительной практикой в области борьбы с книжным пиратством.

Как следует из доклада печатного ведомства, в 2018 г. совокупный объем книжного рынка России (печатная и электронная книга) продемонстрировал положительную динамику на уровне 3,4%. Основным драйвером для рынка печатных книг в 2018 г. стал интернет-канал, доля которого в общем объеме реализации книжной продукции превысила 20%. Однако важнейшим каналом продаж все еще остаются традиционные книжные магазины. Доля этого канала (включая федеральные книготорговые сети) в реализации печатной книги составляет сегодня около 70%.

Совокупный тираж упал до минимального уровня за 11 лет

Если оценивать продажи литературы в рублях, то рынок традиционной книги тоже оказывается в плюсе на протяжении ряда лет. Так, совокупный оборот книжной отрасли в России за 2018 г. вырос по отношению к 2017 г. на 1,4%.

Впрочем, другие показатели развития традиционного книжного рынка не радуют. Согласно данным Российской книжной палаты, в 2018 г. российские издательства выпустили 116 915 названий книг и брошюр совокупным тиражом 432,3 млн экз. В сравнении с 2017 г. число названий, выпущенных в стране, снизилось на 0,4%, а совокупный тираж — на 8,3% (минимальный показатель за послед-ние 11 лет). За период с 2008 по 2018 г. количество выпущенных наименований книг и брошюр в стране снизилось на 5,2%, а их совокупный тираж сократился на 43,1%.

Показатель объемов отпечатанной книжной продукции (совокупный листаж) в 2018 г. хоть и не обновил минимумы последнего 11-летия, но вплотную к ним приблизился — хуже было лишь в 2016 г. По отношению к достаточно успешному 2017 г. он снизился на 9,6% и составил 4873,5 млн печ. л.-отт. В сравнении с 2008 г. совокупный листаж выпущенных в стране книжных изданий сократился без малого вполовину.

Показатель числа выпущенных печатных экземпляров книг и брошюр в расчете на душу населения снизился по отношению к 2017 г. на 7,8%, а в сравнении с 2008 г. — сократился почти на 45%. Впервые не только за последние 11 лет, но и вообще в XXI веке он опустился ниже «психологической» отметки в 3,0 экземпляра на душу населения, остановившись на отметке 2,95. Показатель среднего тиража одного издания по итогам 2018 г. сократился в сравнении с 2017 г. на 7,9%, составив 3698 экз. За период с 2008 по 2018 г. средний тираж одной книги уменьшился на 40%.

Средний объем одного экземпляра издания в 2018 г. в сравнении с 2017 г. также сократился на 1,4% и составил 11,27 п.л. В целом за период с 2008 по 2018 г. средний объем одного экземпляра издания сократился на 12%.

Может показаться, что динамика сокращения тиражей выпускаемых изданий и других количественных показателей, характеризующих производство книжной продукции, является признаком углубляющегося кризиса в отечественном книгоиздании. Однако это не совсем так.

Наблюдаемое сокращение совокупного тиража выпускаемых изданий, пусть пока не полностью, но уже отчасти компенсируется увеличением числа скачиваний пользователями книг в электронном виде с легальных интернет-ресурсов.

Объем рынка электронных книг в России в 2018 г. достиг 4,81 млрд руб., что составляет 6,4% от оборота печатной книги в России. Рост общего объема рынка электронных книг (B2C-сегмент, В2В-сегмент, рынок аудиокниг) составил в 2018 г. по отношению к 2017 г. 34,7%.

Активно растет спрос на аудиокниги

Объем В2С-сегмента рынка электронных книг в России в 2018 г. составил 3,5 млрд руб., прибавив 41,7% к обороту 2017 г. Аналогичные темпы роста прогнозируются экспертами и на 2019 г., по итогам которого объем В2С-сегмента рынка электронных книг в России может достичь объема в 4,2 млрд руб.

Растет число скачиваний электронных книг и в экземплярах. Так, в одном только магазине «ЛитРес» число скачиваний электронных и аудиокниг в 2018 г. составило 11,5 млн экз., что примерно на 45% больше, чем в 2017 г. Напротив, B2B-сегмент электронно-библиотечных систем (ЭБС) в России переживает сегодня период стагнации. Продажи вузам и библиотекам ЭБС (по различным вариантам подписки) продолжают терять в объеме.

Перспективным сегментом электронного книжного рынка является рынок аудиокниг. Сегодня его оборот в России составляет около 850 млн руб., при этом его прирост в 2018 г. по отношению к 2017 г. составил 31%. Что касается традиционного книгоиздания, отраслевые чиновники считают, что драйверами роста отечественного книгоиздания в ближайшие годы могут стать учебная и научно-популярная литература (особенно развивающие пособия, в том числе представленные в новых форматах), а также детская литература, динамика выпуска которой с 2017 г. демонстрирует уверенный рост, и художественная литература, выпуск которой растет четвертый год подряд.

К сведению

Книжные магазины фиксируют отток покупателей

В январе 2019 г. Роспечать провела очередное анкетирование книготорговых предприятий России для оценки результатов их деятельности. Анализ показал, что после мирового экономи-ческого кризиса 2008—2009 гг. и локального российского экономического кризиса 2014—2015 гг., которые привели к закрытию целого ряда книжных магазинов, устоявшие на ногах предприятия приспособились к новым обстоятельствам, выбрали стратегию сокращения площадей, отведенных под книги, и увеличения в торговых залах ассортимента некнижных товаров.

При этом если с 2009 по 2011 г. наблюдался рост числа покупателей в книжных магазинах, то в последние годы наблюдается их отток. Анализ динамики продаж книжной продукции на предприятиях книжной торговли в 2008—2018 гг. показывает, что она в целом повторяет динамику покупательских потоков: рост продаж в рублях и экземплярах вплоть до 2011 г., а по числу наименований — до 2012 г., и снижение продаж в последние годы (за исключением 2015 г.). Данные опроса книготорговых компаний, проведенного Роспечатью в январе 2019 г., свидетельствуют: стоимость среднего чека в книготорговых предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга выросла. Так, если в 2008 г. она составляла 313 руб., то в 2018 г. возросла до 972 руб. (или в три раза за 11 лет). Понятно, что в чеке присутствуют не только книжные товары, однако рост более чем заметный. В региональных книготорговых предприятиях стоимость среднего чека в последние годы также росла. В 2008 г. она составляла 193 руб., в 2018 г. — 348 руб. Рост за 11 лет — почти в два раза. Показатель числа позиций в чеке в книготорговых предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга по итогам 2018 г. составил 2,8, а в региональных книготорговых предприятиях — 2,0. На протяжении последних одиннадцати лет росла доля некнижных товаров и в общем объеме продаж. Если в 2008 г. соотношение выручки от книжной и некнижной продукции составляло в московских и петербургских независимых книготорговых предприятиях и федеральных книготорговых сетях примерно 83/17, а в региональных сетях — 82/18, то сегодня эти соотношения составляют, соответственно, 70/30 и 63/37. Исследование показало, что как в столичных, так и в региональных книготорговых предприятиях подавляющую долю ассортимента занимает продукция московских издателей. Обращают на себя внимание изменения соотношения изданий различных ценовых сегментов в ассортименте и в продажах столичных и региональных книготорговых предприятий. Доля изданий низшего ценового диапазона (до 300 руб.), составлявшая в 2008 г. более 70% ассортимента и около 60% продаж московских и петербургских книготорговых предприятий, к 2018 г. сократилась до 34% в ассортименте и до 21% в продажах. Доля изданий среднего ценового диапазона (от 301 до 500 руб.) за период с 2008 по 2018 г. в столичных книготорговых предприятиях увеличилась с 21 до 24% в ассортименте и с 14 до 22% в продажах. Заметные сдвиги произошли также и в высоком сегменте ценового диапазона (от 501 до 1000 руб.). Если в 2008 г. эти издания составляли в независимых московских и петербургских книжных магазинах, а также магазинах федеральных книготорговых сетей только 4% наличного ассортимента и 12% продаж, то в 2018 г. — уже 23% и 36% соответственно.

В региональных книготорговых сетях изменения ценовой структуры ассортимента и продаж за 2008—2018 гг. менее существенны. Доля изданий низшего ценового диапазона (до 300 руб.), составлявшая в 2008 г. более 70% ассортимента и более 60% продаж региональных книготорговых предприятий, к 2018 г. сократилась до 53% в ассортименте и 42% — в продажах. Примечательно, что разрыв в сроках реализации между книгами самого дешевого и самого дорогого ценового сегмента составляет почти два года. При этом разницы сроков реализации книг в средних ценовых диапазонах нет.

Что касается штатного расписания, то за период с 2009 по 2018 г. крупные книготорговые компании Москвы и Санкт-Петербурга сократили общий штат своих сотрудников в среднем на 14%, а продавцов — на 11%. Региональные книготорговые компании — соответственно на 13 и на 29%. Среди затрат книготорговых предприятий наибольший удельный вес приходится на зарплату и социальные отчисления, а также на аренду помещений.